Колба
Добро пожаловать на форум! rss 22 Декабря 2024, 04:11:20 *
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Вам не пришло письмо с кодом активации?

Войти
 
На правах рекламы
   Начало   Линейки Помощь Войти Регистрация  
натуральный крем
Страниц: 1 2 [3] 4 5 ... 14
  Печать  
Автор Тема: Наука без границ? (морально-этическая сторона вопроса)  (Прочитано 28084 раз)
DUBiK
Алхимик
****
Пол: Мужской
Сообщений: 4373


Эксперт-универсал


« Ответ #30 : 22 Мая 2009, 10:16:56 »

bootcher,
Цитировать
DUBiK, а почему Вы не говорите, что понятия "экологически чистый продукт", тогда вообще не было
Не было.
Хотя бы потому, что если человек жил где-нибуть в Желтых водах, или пил воду богатую кальцием в Крыму и умирал от рака или от камней в почках - то это связывали не с жесткостью воды, или радиацией, а с влиянием Бога. Потому что понятий типо "радиация", "соли" не существовало. И ядами считалось только то, что убивало  мгновенно. (кстати, я думаю, у цыган, африканских племён понятия "экология" тоже не существует. Существует понятие еда и не еда.
И еще... Население Земли в 1800 составляло около миллиарда, при  средней продолжительности жизни 30-35 лет, при  очень малом среднем уровне жизни (тогда так как Вы сегодня, питались только очень обеспеченные люди), при большой рассредоточенности населения - ресурсы Земли могли прокормить  население без дополнительных средств...
Цитировать
А от того, что людей стало больше, жить стало только веселее(особенно в мегаполисах, где люди не то что здрасте не говорят, а и улыбнутся не желают).
Вот!
Сегодня Вас задевает что вам незнакомец не улыбнулся и не сказал здрасте  - а 200 лет назад Вас бы радовало, если бы на дороге незнакомец Вас не убил не ограбил и не изнасиловал Веселый

Цитировать
Ты, что шутиш? Ты ещё спроси, чем мне моча в кране не понравилась.

Самое прикольное, что 200 лет назад процентов 80-90 населения Земли были бы  ОЧЕНЬ РАДЫ круглосуточной питьевой воле и даже обыкновенному ежедневному черствому куску хлеба, даже если он был объедком с барского стола..
Цитировать
я 100-1000 лет назад не жил, но то, что гуманнее стало - это да. Ожирение уже на первых местах.
Ожирение, уважаемы! Если бы Вы жили 30 лет, и из них с пяти лет или в постоянных воинских упражнениях (если повезло бы) или в труде от ночи до зари, при очень плохом питании - то, Вам бы ожирение не угрожало... А примеров... Вспомните дворянина ДАртаньяна...
А то что не жили 200 лет назад - то более чем достаточно литературных произведений тех времён! Почитайте!
Вот этот стихи, тех времён, Вы их должны помнить со школы...:
"За що, не знаю, називають
Хатину в гаї тихим раєм.
Я в хаті мучився колись,
Мої там сльози пролились,
Найперші сльози. Я не знаю,
Чи єсть у бога люте зло,
Що б у тій хаті не жило?
А хату раєм називають!
Не називаю її раєм,
Тії хатиночки у гаї
Над чистим ставом край села.
Мене там мати повила
І, повиваючи, співала,
Свою нудьгу переливала
В свою дитину... В тім гаю,
У тій хатині, у раю,
Я бачив пекло... Там неволя,
Робота тяжкая, ніколи
І помолитись не дають.
Там матір добрую мою
Ще молодую — у могилу
Нужда та праця положила.
Там батько, плачучи з дітьми
(А ми малі були і голі),
Не витерпів лихої долі,
Умер на панщині!.. А ми
Розлізлися межи людьми,
Мов мишенята. Я до школи —
Носити воду школярам.
Брати на панщину ходили,
Поки лоби їм поголили!
А сестри! Сестри! Горе вам,
Мої голубки молодії,
Для кого в світі живете?
Ви в наймах виросли чужії,
У наймах коси побіліють,
У наймах, сестри, й умрете!
Мені аж страшно, як згадаю
Оту хатину край села!

....
Або:
Он глянь,— у тім раї, що ти покидаєш,
Латану свитину з каліки знімають,
З шкурою знімають, бо нічим обуть
Княжат недорослих; а он розпинають
Вдову за подушне, а сина кують,
Єдиного сина, єдину дитину,
Єдину надію! в військо оддають!
Бо його, бач, трохи! а онде під тином
Опухла дитина, голоднеє мре,
А мати пшеницю на панщині жне.

...

"Мы не вправе небрежно отбросить социализм в сторону. Мы должны опровергать его, если хотим спасти мир от варварства"
Людвиг фон Мизес
Ласочка
Санитар леса
Global Moderator
*****
Пол: Женский
Сообщений: 3108



« Ответ #31 : 22 Мая 2009, 10:42:40 »

DUBiK, Зато все поголовно были верующими, да, и кроме Библии ничего не читали.

DUBiK
Алхимик
****
Пол: Мужской
Сообщений: 4373


Эксперт-универсал


« Ответ #32 : 22 Мая 2009, 11:15:27 »

Ласочка,
Обрати внимание - тогда религия ни грама не мешала выпускать кишки, грабить, насиловать Веселый
При этом именно религия ставила границы на пути науки.
Вопрос  - что поменялось за 400 лет?
Ведь Библию, в отличии от научных трудов НИКТО НЕ ПЕРЕПИСЫВАЛ!
Вывод - сегодняшнему гуманизму и человеколюбию мы обязаны не развитию религии, а развитию науки! Именно благодаря отсутствию рамок, границ для развития науки. И не важно моральных ли, политических, человеческих или любых других.
Соответственно введение этих границ, любых, пусть даже вроде бы, "ничтожных", типо политкоректности или морали - это громаднейший вред для науки и человечества.

"Мы не вправе небрежно отбросить социализм в сторону. Мы должны опровергать его, если хотим спасти мир от варварства"
Людвиг фон Мизес
bootcher
Подмастерье
***
Пол: Мужской
Сообщений: 720



« Ответ #33 : 22 Мая 2009, 18:11:31 »

Цитировать
Обрати внимание - тогда религия ни грама не мешала выпускать кишки, грабить, насиловать
А сейчас кто-то мешает?
Спасибо, DUBiK, всё очень доходчиво.Приятно встретить человека, который интересуется историей и статистикой.
 Но в чём Вы вините Библию? В ней учат чему-то плохому? Я думаю, если бы все без исключения исполняли всё, что там написано, то на Земле был бы рай и без науки. Вините людей, а не Библию и Бога.
 

Полюбите людей и мир изменится!
НесторЪ
Алхимик
****
Пол: Мужской
Сообщений: 2218


Рождение


WWW
« Ответ #34 : 22 Мая 2009, 18:39:33 »

DUBiK,
Цитировать
тогда религия ни грама не мешала выпускать кишки, грабить, насиловать
  - даже оправдівала: неверніх не грех и убить, они же неверніе...До прихода испанцев в Южную Америку ее населяло около 50 миллионов, после сократилось на 25.

Якщо довго вдивлятися в безодню, то безодня поглине тебе (Хведір Ніцше)
DUBiK
Алхимик
****
Пол: Мужской
Сообщений: 4373


Эксперт-универсал


« Ответ #35 : 23 Мая 2009, 16:23:10 »

bootcher,
Цитировать
А сейчас кто-то мешает?
А Вы попробуте выйти на улицу и набиить морду негру, мусульманину, еврею...
Цитировать
Но в чём Вы вините Библию?

Я Библию не  виню ни в чем  -я веню её проповедников - а Аделаджа это, Сидор или Кирилл - это ужу не важно.
Цитировать
Я думаю, если бы все без исключения исполняли всё, что там написано, то на Земле был бы рай и без науки.
Но, в Средние века получился?
Вот только получился АД! С  казнями инакомыслящих, с публичным сжиганием тех, кто был исключением и не исполнял  то что там написано...
« Последнее редактирование: 23 Мая 2009, 18:04:30 от DUBiK »

"Мы не вправе небрежно отбросить социализм в сторону. Мы должны опровергать его, если хотим спасти мир от варварства"
Людвиг фон Мизес
bootcher
Подмастерье
***
Пол: Мужской
Сообщений: 720



« Ответ #36 : 24 Мая 2009, 06:36:07 »

DUBiK, Зато все поголовно были верующими, да, и кроме Библии ничего не читали.

Ласочка, спроси у DUBiKа, сколько % людей тогда умели читать. Я думаю, что это была только элита и духовенство, которае искажали истину для своей выгоды. Роскошь, власть и красивая, удобная жизнь для себя и своих детей - это то что интересовало их тогда, и интересует сейчас Рокфеллеров, Ротшильдов, Папу Римского, Патриарха, основателей сект и конфессий.

 
Цитировать
Но, в Средние века получился?
Вот только получился АД! С  казнями инакомыслящих, с публичным сжиганием тех, кто был исключением и не исполнял  то что там написано...

Вы, DUBiK, упорно не хотите меня понимать. Разве Библия учит казням и сжиганиям? Чуть выше я пытался обьяснить почему так происходило и происходит. Учтите то, что Сатана - это не пацан-хулиган с соседнего двора и он очень силён. И чем больше людей пускает его(ненависть) в свою душу, тем он сильнее.
Но разница между тёмными временами и сегодня в том, что сейчас читать умеют даже дети. То есть все люди, кроме некоторых исключений( но и они могут получить пересказ).
 Кто, кроме Сатаны, мешает вам читать Евангелие, и исполнять Его распоряжения. Я считаю, если хотя бы 50%(или даже меньше) людей так сделают, то остальные быстро научаться на их примере( потому что счастье заразительно) и на Земле будет Рай.
 Вы же умные люди. Что же вы делаете? Я не понимаю. Неужели быть самым умным и начитанным - это счастье для вас?


« Последнее редактирование: 24 Мая 2009, 06:47:22 от bootcher »

Полюбите людей и мир изменится!
bootcher
Подмастерье
***
Пол: Мужской
Сообщений: 720



« Ответ #37 : 24 Мая 2009, 06:46:29 »

Цитировать
Хотя бы потому, что если человек жил где-нибуть в Желтых водах, или пил воду богатую кальцием в Крыму и умирал от рака или от камней в почках - то это связывали не с жесткостью воды, или радиацией, а с влиянием Бога. Потому что понятий типо "радиация", "соли" не существовало. И ядами считалось только то, что убивало  мгновенно. (кстати, я думаю, у цыган, африканских племён понятия "экология" тоже не существует. Существует понятие еда и не еда.

Если послушать DUBiKа, то сейчас экология на высшем уровне, и люди просто излучают улыбки и здоровье.

По-моему то, что сейчас - это не развитие, -это деградация.(Уход от гармонии с природой и уродство цивилизации очень красиво показал Гибсон в "Апокалипсисе".)
 Я лично за науку. Но к ней бы ещё людей впридачу, а не говорящих зверей, и тогда - это Рай.

Развивать нужно не только интелект, а оба полушария. Это хоть понятно? Начитанные вы мои. Улыбающийся


 

Полюбите людей и мир изменится!
Ласочка
Санитар леса
Global Moderator
*****
Пол: Женский
Сообщений: 3108



« Ответ #38 : 24 Мая 2009, 09:10:31 »

Цитировать
Если послушать DUBiKа, то сейчас экология на высшем уровне, и люди просто излучают улыбки и здоровье.

Экологическая ситуация намного хуже, однако люди намного счастливее и здоровее.

bootcher
Подмастерье
***
Пол: Мужской
Сообщений: 720



« Ответ #39 : 24 Мая 2009, 09:16:09 »

Цитировать
Если послушать DUBiKа, то сейчас экология на высшем уровне, и люди просто излучают улыбки и здоровье.

Экологическая ситуация намного хуже, однако люди намного счастливее и здоровее.

 И жирнее, и умнее. Улыбающийся

Полюбите людей и мир изменится!
DUBiK
Алхимик
****
Пол: Мужской
Сообщений: 4373


Эксперт-универсал


« Ответ #40 : 24 Мая 2009, 09:50:12 »

bootcher,
Цитировать
Ласочка, спроси у DUBiKа, сколько % людей тогда умели читать.
А что это доказывает?
Цитировать
Я думаю, что это была только элита и духовенство, которае искажали истину для своей выгоды.
А сейчас не так? Что поменялось?
Только то, что раковую опухоль религии убрали от политики. И всё равно, она любыми путями пытаеся туда пролезть.
Цитировать
Но разница между тёмными временами и сегодня в том, что сейчас читать умеют даже дети
Читать умеют. Думать - не всегда.
Для думающих людей религия - это "опиум для народа".
Цитировать
Кто, кроме Сатаны, мешает вам читать Евангелие, и исполнять Его распоряжения.
А почему не Тору, или Коран?
Цитировать
Если послушать DUBiKа, то сейчас экология на высшем уровне, и люди просто излучают улыбки и здоровье
Цитату можно где я такое утверждал?
Я о том, что  при средней длительности жизни 30  Вас вряд-ли волновали болезни. Кроме тифа, холеры, чумы...
Цитировать
Я лично за науку. Но к ней бы ещё людей впридачу, а не говорящих зверей, и тогда - это Рай.
Я лично за Религию, Но к ней бы ещё людей впридачу, а не говорящих зверей, и тогда - это Рай.
Цитировать
И жирнее, и умнее
Главное, что они ЖИВЕЕ . Даже большинство доживает до 60... а не единицы до 40...

И кого волновала "Экологическая ситуация" в средина 18-19 веков??? При  длительности жизни 30 лет, при 12-16 часовом рабочем дне без выходных, кого интересовала вредность...
« Последнее редактирование: 24 Мая 2009, 09:54:34 от DUBiK »

"Мы не вправе небрежно отбросить социализм в сторону. Мы должны опровергать его, если хотим спасти мир от варварства"
Людвиг фон Мизес
Ласочка
Санитар леса
Global Moderator
*****
Пол: Женский
Сообщений: 3108



« Ответ #41 : 24 Мая 2009, 09:54:35 »

bootcher, Вы непоследовательны.
Вы то говорите, что люди стали несчастными и больными, то подтверждаете, что стали счастливее, здоровее, жиррррнее и умнее.
Так как на самом деле с Вашей точки зрения?

Вы утверждаете, что знания не нужны. и тем не менее признаете. что разница между темными временами и современностью в том. что сейчас умеют читать даже дети. Так нужны знания или нет?

bootcher
Подмастерье
***
Пол: Мужской
Сообщений: 720



« Ответ #42 : 24 Мая 2009, 19:33:13 »

DUBiK, Вы на почве личной неприязни ко мне, как человеку отстаивающему своё отношение к религии, даже не хотите понимать то, что я пишу, и не замечаете, что мы с Вами во многом согласны. Улыбающийся

Цитировать
Главное, что они ЖИВЕЕ

Я лично не вижу большой разницы в том сколько прожить (1год или 100), если после смерти ничего нет.


Цитировать
А почему не Тору, или Коран?
Каждый в праве выбирать то, что по душе. И результат касается только его самого.

Цитировать
Я лично за Религию, Но к ней бы ещё людей впридачу, а не говорящих зверей, и тогда - это Рай.
И это при том, что Вы считаете религию - опиумом для народа.Так Вы за религию, или нет?

Цитировать
Вы то говорите, что люди стали несчастными и больными, то подтверждаете, что стали счастливее, здоровее, жиррррнее и умнее.
Так как на самом деле с Вашей точки зрения?

По чём я знаю. Я 200лет назад ещё не жил. И я лично счастлив сейчас и был бы счастлив в средние века, и при Цезаре. Счастье в том, что бы радоваться тому, что имеешь. Т.к. и сидя в новеньком БМВ можно страдать от того, что кто-то на Феррари. А можно быть счастливым и в маршрутке, или пешком. Я понятно обьясняю?


Цитировать
Вы утверждаете, что знания не нужны. и тем не менее признаете. что разница между темными временами и современностью в том. что сейчас умеют читать даже дети. Так нужны знания или нет?

Я считаю, что знания очень нужны, особенно , если - это правда, а не гипотеза. Но не одни только знания. Я считаю, что нужно жить в гармонии с природой и побороть человеческий эгоизм и стать одной большой человеческой семьёй, увидеть в ближнем своего брата(сестру) насколько это возможно. Я не знаком с другими религиями, т.к. мне хватает местной, но не вижу иного пути, кроме следования Библейских норм.

Полюбите людей и мир изменится!
DUBiK
Алхимик
****
Пол: Мужской
Сообщений: 4373


Эксперт-универсал


« Ответ #43 : 25 Мая 2009, 09:49:16 »

bootcher,
Цитировать
Я лично не вижу большой разницы в том сколько прожить (1год или 100), если после смерти ничего нет
А я вижу.
Цитировать
Каждый в праве выбирать то, что по душе.
А почему не моральный кодекс строителя коммунизма?
Или взгляды Гитлерюгенда?
Цитировать
По чём я знаю. Я 200лет назад ещё не жил
Более чем достаточно источников.
Впрочем, история - тоже наука и я так понимаю, на неё тоже распространяется Ваш принцип "Меньше знаешь - крепче спишь"? Улыбающийся
Цитировать
По чём я знаю. Я 200лет назад ещё не жил
Хорошо Вам. А я вряд-ли был бы счастлив, если бы у меня наруках имирали от голода мои дети... Или от болезни, на которую сегодня даже не обращаешь внимания... Или когда помещик продал бы моего ребёнка и изнасиловал жену...
Цитировать
Я считаю, что знания очень нужны, особенно , если - это правда, а не гипотеза
А Вы не путайте знания и науку.
Цитировать
Я считаю, что нужно жить в гармонии с природой и побороть человеческий эгоизм и стать одной большой человеческой семьёй
Утопия.
Кстати,  а не хотите ли Вы сказать, что 200 лет назад люди жили в гармонии с природой? Веселый Веселый Веселый

"Мы не вправе небрежно отбросить социализм в сторону. Мы должны опровергать его, если хотим спасти мир от варварства"
Людвиг фон Мизес
Sirius_
Неофит
*
Сообщений: 66



« Ответ #44 : 29 Мая 2009, 14:33:40 »

Ласочка,
Обрати внимание - тогда религия ни грама не мешала выпускать кишки, грабить, насиловать Веселый
При этом именно религия ставила границы на пути науки.
Вопрос  - что поменялось за 400 лет?
Ведь Библию, в отличии от научных трудов НИКТО НЕ ПЕРЕПИСЫВАЛ!
Вывод - сегодняшнему гуманизму и человеколюбию мы обязаны не развитию религии, а развитию науки! Именно благодаря отсутствию рамок, границ для развития науки.




Уже века этак полтора светские школы выращивают тараканов для подселения их в головы учеников. Один из самых откормленных тараканищ – это тот, который окапывается где-то в районе левого уха и своими усами раздражает ту нейронную цепочку, с помощью которой вышколенный человек твердит: «Наука и христианская догматика несовместимы!!! Наука рождалась, преодолевая яростное сопротивление церковных мракобесов! И только по мере высвобождения людей от оков средневековой схоластики родилась научная мысль!».
Этот словесный поток настолько привычен (ибо начал он свое журчание еще в дореволюционных школах – тем самым и готовя «великий переворот»), что желания проверить его кажущуюся «гармонию» с помощью «алгебры» (то есть – логики и истории) не возникает.
А ведь даже в этих привычных штампах есть доля истины, которая – при серьезном отношении к себе – способна освободить сознание от чар атеистической пропаганды. Эта доля истины в том, что наука и в самом деле рождается по мере выхода человечества из средневековья.
Ну, а теперь - вопросы.
Первый – если наука рождается в некую эпоху, значит, она не всегда сопутствовала человечеству? Человек же вcегда интересовался окружающим его миром. Всегда старался познать его. Но научный способ познания мира появился не с рождением человека, а с рождением науки. Значит, наука - это не просто стремление что-то узнать о мире, а познание с помощью определенных методов. Значит, есть несколько путей познания мира человеком, и наука есть лишь один из них. Этот путь замечательно эффективен. Но – универсален ли? Подходит ли он для разрешения всех проблем, возникающих при познании человеком своего места в мире? Решал ли человек хотя бы некоторые из своих проблем на вненаучных путях? И всегда ли эти, вненаучные и донаучные обретения находятся в отношениях взаимоисключения с решениями, обретенными в ходе строго научного поиска?
Второй вопрос – если наука родилась на некотором этапе исторического развития человечества, может ли она находиться лишь в отношении конфликта с тем миром, который ее и породил? Конечно, в определенную минуту ребенок прилагает усилия, чтобы выбраться из лона матери, а мать прилагает усилия к тому, чтобы вытолкнуть ребенка из себя. Но значит ли это, что отношения ребенка и его матери должны быть описуемы только в терминах конфликтологии? Если наука родилась на выходе из мира средневековья – значит, именно в этом мире она как минимум была зачата и выношена…
Третий вопрос - наука  рождается в минуту выхода из средневековья всего человечества, или только некоторой части его? Если только части – то, может, средневековая история именно этой части была в чем-то специфична? Если наука рождается на исходе именно западного мира из своего средневековья – не значит ли это, что именно в западном средневековье (в отличие от индийского или арабского) было что-то, что способствовало рождению науки?
Четвертый вопрос – если наука противоречит именно христианству, то отчего же другие культуры не привели к рождению науки? Отчего только христианство с его якобы глубочайшей антинаучностью создало культуру, в которой и произошла научная революция XVI-XVII веков?
Пятый вопрос – если научная революция происходит на исходе европейской культуры из средневековья, то на выходе к чему же она именно произошла? Ведь мало сказать, что нечто произошло при выходе из молельной комнаты. Интересно узнать, что за комната начиналась за порогом молельной. Был ли там танцевальный салон или библиотека, ванная или лаборатория? Куда шел выходящий? И с субъективной точки зрения - куда он сам намеревался войти, открывая новую для него дверь? Был ли он уверен, что покидает храм, или же, напротив, полагал, что просто из одного придела переходит в другой?
Все эти вопросы сводятся к одному: почему Коперник, Галилей, Ньютон и Декарт были христианами? Почему не буддистами? Не мусульманами? Не конфуцианцами? "Можно задать вопрос, почему открытие Коперника не было предвосхищено древними греками? Готовый ответ, что Коперник был гением, на самом деле - обычный уход от вопроса, тем более потому, что среди древних греков не было недостатка в гениях как раз в астрономии" (С. Яки) .
Чтобы понять то, что происходило в Европе XVI-XVII веков, надо обратиться ко временам гораздо более древним.
Мы знаем, что культура Средневековья была христианской. Что значит – в ее основе лежала Библия. А вот в основе Библии лежит весть о том, что единственно значимой связью (религией) является связь души и Бога. Бог Библии надмирен, то есть – надкосмичен. Он не часть космоса и не олицетворение его стихий. Он – не Солнце, а Создатель Солнца. Он – не Луна, а Творец Луны.
Библейские пророки предостерегают от идолопоклонства, то есть от поклонения тому, что тварно, тому, что не-Бог. Язычник же в каждом природном процессе предполагает душу и действие некоего божка. Чтобы отучить людей от анимизма (”все полно богов”), Библия решает в жертву религии принести эстетику. Не любуйся миром, не увлекайся им. Сначала пойми, что мир и Бог – не одно и то же и что твоя первая любовь должна быть – ко Творцу. Ни одной пейзажной зарисовки, ни одного портрета нет на страницах Библии. Ее мир создан скорее инженерами, чем художниками: есть инструкция, как построить Ноев ковчег. Но нет его описания. Есть инструкция – как построить храм Соломона, но нет импрессионистских заметок о том, как он “смотрелся”. Есть описание того, как в шесть дней был построен мир – но нет описания прелестей этого мира…
Нет в Библии астральных мифов, которые столь органичны в мире языческих религий. Нет рассказов о том, куда уходит Солнце на ночь, чья рожица на Луне, о том, кто пролил молоко на Млечный путь и о том, от кого же у Большой Медведицы появился медвежонок… Так что, “когда христианство приравнивают к самым диким мифам, я не смеюсь, и не ругаюсь, и не выхожу из себя, я вежливо замечаю, что тождество нельзя считать полным»(Честостертон) .
Вот текст с первой страницы Библии: “И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной [для освещения земли и] для отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов; и да будут они светильниками на тверди небесной, чтобы светить на землю. И стало так. И создал Бог два светила великие: светило большее, для управления днем, и светило меньшее, для управления ночью, и звезды; и поставил их Бог на тверди небесной, чтобы светить на землю, и управлять днем и ночью, и отделять свет от тьмы. И увидел Бог, что это хорошо. И был вечер, и было утро: день четвёртый» (Быт. 1, 14-19).
О чем он? – Ну, что за вопрос: конечно, это библейский миф о творении Солнца, Луны и звезд. А вот и не «конечно». Это не миф, а полемика с мифом. В Египте и Вавилоне, Финикии и Ханаане Солнце и Луна – это величайшие боги. А с точки зрения библейского автора их религиозный статус столь малозначителен, что даже по именам их можно не называть. Так – «два светила». Две шпаргалки для людей, чтобы те знали, когда на какую работу надо выходить и когда праздновать Единому Богу, создавшему эти лампочки. То, что в этом тексте не употребляются слова «Солнце» и «Луна» означает, что это профанирующий текст. То, о чем мифы говорил поэтическим языком, о том Библия говорить отказывается вообще, демонстративно переходя на инженерную терминологию: «А еще встроил архитектор две системы освещения – одну основную («в начале дня»), а другую аварийную (в начале ночи»)». Все! После этого ни малейшего желания поклоняться лампочкам уже не возникает. Светила – для людей, а не человек – для светил.
И более ничего о звездах из Библии узнать нельзя. Что и позволит Галилею напомнить инквизиторам, что в Библии даже не перечислены по именам “семь светил”, а посему “Библия учит нас тому, как взойти на небо, а не тому, как устроено небо” .
Итак, именно потому, что Бог Библии надкосмичен, Библия не содержит в себе догматов о природе и ее законах. Что и делает библейскую традицию чрезвычайно пластичной в решении вопросов науки. Ибо ничто так легко не согласуется с чужими и новыми взглядами как молчание. Библия же о природе именно молчит.
Для Запада же исходным пунктом средневековой науки стало Великое осуждение аверроистов (аристотеликов) 7 марта 1277 г. парижским епископом Этьеном Тампье. Среди 219 анафематствованных тезисов особо примечателен для судеб астрономии пункт 92-й. Он осуждает учащих, будто «небесные тела движутся внутренним принципом, каковой есть душа; они движутся подобно живому существу именно душой и ее устремленностью: потому как животное движется, поскольку стремится к чему-то, так движется и небо». У звезд нет души, значит, их движение должно описываться на языке механики, а не психологии.
пафос христианской Реформации – это призыв к дисциплине ума, воли и чувств. Этот призыв чужд ли науке?
Общим знаменателем науки и веры в XVI-XVII веках стала идеология аскетизма. Мир, в который выходит Европа из Средневековья (точнее из периода ренессансного кризиса Средневековья) – это мир Реформации. Мир религиозного напряжения.Было ли случайностью то обстоятельство, что рождение науки пришлось на пору расцвета инквизиции?
Понимаю, что человек, воспитанный в советской школе, ответит: да, толпа в ту пору была одержима религиозным мракобесием. Но те светлые гении, что создали науку, опередили свое время и уже порвали связь с оковами ортодоксии…
Но здесь свои вопросы будет задавать уже не столько логика, сколько история. Дело в том, что творцы новой картины мира были как раз весьма религиозными людьми.
Доверие к Богу - богословский принцип. Через доверие к Богу приходит доверие к миру. Для Бэкона и Декарта слова о том, что корни древа познания - это теология , не просто красивая фраза.
Два ведущих ученых своего времени, Ньютон и Бойль сознательно боролись с атеизмом.
Химик Бойль видит религиозное приложение науки в привлечении разума исследователя для борьбы с чувственными страстями: "Кто может заставить малейшие случаи в собственной жизни и даже цветы своего сада читать ему лекции по этике и теологии, тот, мне кажется, вряд ли будет испытывать потребность бежать в таверну" . Аргументация понятна: с одной стороны, любой росток свидетельствует о Разуме, создавшем его, с другой исследователь за пестрым многобразием мира научается видеть его внутреннюю стройную законосообразность. Научившийся видеть законы в природе будет почитать и те законы, что вписаны в человеческом сердце и, следуя им, идти путем заповедей и уклонения от греха. Естествоиспытатель просто исполняет совет ветхозаветной книги Иова: "Побеседуй с землей, и наставит тебя" (Иов. 12, 8  ).
В переписке Ньютона с проповедником Бейтли говорится: "Когда я создавал Трактат, я все время имел в виду такие принципы, которые приемлемы для верующего человека, и ничто не может обрадовать меня больше, нежели удостовериться в таковой их пригодности" . Развиваемая в связи с этим концепция Провидения как закона, управляющего природой и обществом, была направляема Ньютоном против учения Гоббса и неоэпикурейцев о том, что все в природе есть результат случайных соединений движущихся частиц материи.
Само "Учение о методе", которое разрабатывают лучшие умы Европы этого времени, неизбежно несет в себе привкус аскетизма: Методос - от мета-одос - правильный путь . За многообразием и пестротой внешнего мира надо суметь увидеть Закон. Не поддаваясь сиюминутным увлечениям и охлаждениям надо дисциплинированно вглядываться в мир. Текст, где Декарт обосновывает необходимость строго и методически выверенного мышления вполне можно поместить в какой-нибудь аскетический сборник: "Смертными владеет любопытство настолько слепое, что часто они ведут свои умы по неизведанным путям без всякого основания для надежды, но только для того, чтобы проверить, не лежит ли там то, что они ищут; как если бы кто загорелся настолько безрассудным желанием найти сокровище, что беспрерывно бродил бы по дорогам, высматривая, не найдет ли он случайно какое-нибудь сокровище, потерянное путником... Вследствие беспорядочных занятий рассеивается естественный свет и ослепляются умы, и у всех тех, кто привык таким образом бродить во мраке, настолько теряется острота зрения, что они не могут переносить яркого света. Ведь человеческий ум заключает в себе нечто Божественное, в нем были посеяны семена полезных мыслей... При посредстве света ума люди видели, что следует предпочитать добродетель удовольствию, а частное - полезному" .
Очистив себя, человек постигает контуры мироздания и следует по ним. Человек должен стать послушным инструментом, исполнителем, функцией законов бытия (само понятие математической функции несет в себе этический смысл. Может быть, если бы научный лексикон складывался в православном мире - она называлась бы "послушанием").
И созидают эти люди новую науку не в противостоянии с христианской Церковью. В ту пору Церковь еще достаточно сильна, чтобы «перекрывать кислород» своим врагам. И католики, и протестанты не смущались инквизиционными кострами . Но ученых – не жгли
Нет, вот Джордано Бруно тут вспоминать совсем неуместно. В науке он следа не оставил. Никто не сможет назвать ни одной «теоремы Бруно», ни одного эксперимента, поставленного им. Так что фраза «инквизиторы сожгли великого ученого Джордано Бруно» фактически не верна. Ученого по имени Бруно история науки не знает. Это понимал уже Галилей: «Признавая блестящие интеллектуальные способности Бруно, Галилей тем не менее никогда не считал его ученым, и тем более астрономом» . И в самом деле - «Собственно научных результатов у Бруно не имелось, а его аргументы в пользу системы Коперника были набором бессмыслиц – беспорядочным нагромождением нелепых ошибок и высокопарных сентенций, демонстрирующих лишь невежество автора» .
Не будучи астрономом, но будучи заурядным магом и шарлатаном, в качестве такового Бруно и был осужден, причем гелиоцентрические убеждения не были поставлены ему в вину.
Итак, эпоха возникновения научной картины мира совершенно не соответствует школьно-привычным представлениям о постепенном "ослаблении религиозного восприятия мира и укреплении казуальных, рациональных представлений о мироздании. Напротив, лютеранство, кальвинизм, многочисленные протестантские секты довели до накала религиозно-аскетическое мироощущение. Обращение к внимательному изучению природы являлось средством очищения души, аскезы, борьбы с низменными помыслами и желаниями" . Потому "парадокс научной революции состоял в том, что те, кто внес в нее наибольший вклад (в основном это научные новаторы от Коперника до Ньютона), были наиболее консервативны в своих религиозных и философских взглядах" .
Версия конфликта Церкви и науки не может объяснить самого факта становления науки как социального института.
Итак, научная, механицистская модель объяснения природных процессов была востребована напряженно-религиозной, ригористической атмосферой эпохи Реформации для того, чтобы вытеснить из университетской культуры языческие объяснялки, возрожденные в предшествующую эпоху - эпоху Ренессанса.
Инквизиторы и математики делали одно дело и поддерживали друг друга. Они вместе боролись с «демонами».
« Последнее редактирование: 29 Мая 2009, 14:36:26 от Sirius_ »
Страниц: 1 2 [3] 4 5 ... 14
  Печать  
 
Перейти в:  


Rambler\'s Top100     Рейтинг@Mail.ru  
Powered by SMF 1.1.15 | SMF © 2006-2008, Simple Machines | Форум "Колба" © 2009-2010 | Сайт разработан L-Studio | Карта сайта
Страница сгенерирована за 0.071 секунд. Запросов: 21.