Ласочка
Санитар леса
Global Moderator
Пол:
Сообщений: 3108
|
|
« : 27 Сентября 2009, 15:05:33 » |
|
Ребята, нужна помощь зала. Я тут озаботилась перечнем архетипов, но никакого списка не нашла. Понятно, что их множество, разные авторы выделяют разные, но все же... Большая просьба, если попадется хорошее описание - бросайте сюда. "Архети́п — в аналитической психологии К. Г. Юнга — универсальные изначальные врождённые психические структуры, составляющие содержание коллективного бессознательного, распознаваемые в нашем опыте и являемые, как правило, в образах и мотивах сновидений. Те же структуры лежат в основе общечеловеческой символики мифологических рассказов, волшебных сказок, художественных произведений. Архети́п — в литературе и истории — хронологически древнейший неизвестный современным исследователям текст какого-либо письменного памятника. Архети́п - означает "первообраз". Это не просто образы, аналогичные воспринимаемым нами. Это более глубокие и устойчивые следы, которые могут, однако, до поры до времени оставаться неосознанными. Архетип можно сравнить с сухим руслом, которое способно направить или изменить развитие человека или целой культуры, если окажется на его пути. Архетипы являются общими для всего человечества и передаются по наследству. Миф – лишь осознанное проявление архетипа, одна из множества возможных его вариаций, неспособная исчерпать весь потенциал первообраза. К примеру, существует множество упоминаний и представлений о братской вражде, но сама центральная идея неизменна." Архетипами Юнг называл сложные состояния сознания, передаваемые по наследству и воспроизводящие глубинные мифологические символы, самые важные из которых — это Тень, Анима, Анимус, Мать, Ребенок, Старик. Среди менее значимых архетипов находится архетип Отца, Троицы, Антропоса. «Архетипы — непоколебимые элементы бессознательного, но они постоянно изменяют свой облик». Например, архетип ребенка содержит мотивы потенциального будущего, мотив осознавания («Да будет свет!»), мотивы заброшенности, покинутости, подверженности опасностям и непреодолимости («Один дома»), гермафродитизма, целостности, восприятия ребенка как начальной и конечной сущности. Отдельный архетип, сам будучи очень сложным органом сознания, сплетен с другими архетипами и вместе они «образуют схватываемое единство». Черты архетипа Для более полного понимания архетипа стоит описать его важнейшие черты, иначе говоря, критерии определения. - Архетип по определению является архаическим феноменом, поэтому должен иметь проявления в мифах, фольклоре и т.п.
- Архетип, являясь структурой коллективного бессознательного, должен проявляться у всех народов и во все эпохи (разумеется, в различной степени).
- Архетип должен восприниматься доосознанно (а не вследствие научения).
- Архетип, отраженный в сознательном, должен иметь как концепт, так и символ (возможно, не один).
- Архетип является цельной, амбивалентной структурой, имеет позитивный и негативный аспекты. Односторонний образ (к примеру, обладающий только светлой или только темной стороной) не может быть архетипом.
- Архетип должен иметь устойчивость, т.е. сопротивляться попыткам исказить его структуру.
- Архетип, претендующий на самостоятельное существование как объект, должен иметь достаточное количество собственных элементов, не принадлежащих другим известным архетипам.
- Архетип должен иметь черты, связывающие его с жизнью как процессом либо элементами таковой; не бывает «оторванных от жизни» архетипов.
- Архетип представляет опасность самоотождествления с ним в ущерб самости, «затопления бессознательным».
- Архетип, как структура, могущая соответствовать самости, должен иметь объединяющую силу для некоторого количества индивидов, которые имеют проработанное цельное мировоззрение.
- Архетип обладает сильным влиянием на эмоции человека.
- Архетипы обладают собственной инициативой, они заключают в себе определенный способ реагирования. В благоприятной для его проявления ситуации архетип способен порождать мысли и импульсы, таким образом вмешиваясь в нее, возможно, искажая истинные намерения человека. Архетип — самостоятельная область психики.
- В архетипах заключена специфическая собственная энергетика.
Встречала утверждение, что юнговские архетипы примерно соответствуют старшим арканам Таро. Основатель теории архетипов не оставил нам классификации, позволяющей с ней работать в контексте потребления. Но архетипы волновали и другие умы. В самой известной книге, посвященной именно брендингу (Герой и Бунтарь. Создание бренда с помощью архетипов. Марк М., Пирсон К. Питер 2005), приводится всего 12 архетипов: Творец, Заботливый, Правитель, Шут, Славный малый, Любовник, Герой, Бунтарь, Маг, Простодушный, Искатель, Мудрец. Вот еще интересное: Общество: Архетипы социального взаимодействия Если взять юнговское коллективное бессознательное, и посмотреть на его социальную часть, то можно предположить, что таковая вполне могла бы возникнуть в процессе биологической эволюции – известно множество живых существ со сложным коллективным поведением. Можно поставить интересный вопрос о перечне основных архетипов социального поведения, могущих быть укоренненными в базисе человеческой психики. Вот данный перечень на вскидку: Кооперация. Данный архетип оформляет интеграцию в стаю одиночек. Явно имеет биологическую основу, ибо работает почти во всех стайных сообществах живых существ. У людей проявляется в положительном настрое на взаимодействие с другим, в том, что человек по умолчанию настроен незнакомого другого выслушать, а не убить (на всякий случай). Знаки взаимодействия между особями. Дружелюбие и угроза, недовольство и удовлетворенность, подчинение, ярость – знаки всего этого «прошиты» в каждом стайном виде биологически. В том числе и у людей. Мы и они – тоже биологический по своей природе архетип, регулирующий устройство сообщества. Авторитет – архетип власти. Имеет биологическую основу, и структуирует стаю. Оформляет пресловутое отношение «раб-господин», и другие проявления власти. Справедливость – архетип ограничения власти. Специфичен лишь для людей – то есть четко завязан на 2-ю сигнальную систему. Возник в процессе антропогенеза – группового отбора в процессе эволюции, как результат более высокой конкурентности групп со встроенными механизмами солидарности по сравнению с обычными иерархиями доминирования. Примеры частных случаев проявления в человеческих сообществах: институт частной собственности, право, равное распределение благ. Традиция – тоже человеческий архетип. Обеспечивает устойчивое воспроизводство однажды найденных социальных решений – способ управления сложностью мира. Ценность знания – архетип, также неотделимый от 2-й сигнальной системы. Обеспечивает возможности сообщества по разрешению нетривиальных ситуаций. Длительное время обеспечивал авторитетность стариков, уважение к возрасту. В частности оформляет взаимодействие общества со своей религиозной подсистемой, многие черты которого переносятся на взаимодействие с современными экспертными сообществами. Миграция – биологический архетип, обеспечивавший защиту сообществ живых существ от последствий инцеста. Заключается в стимулировании перемещения особей между разными стаями – особенно молодежи. Продолжает наличествовать у людей, несмотря на то, что для защиты от инцеста были выработаны другие, чисто социальные средства. Дети – биологический архетип защиты детенышей, помещающий их в привелегированное положение в стае. У людей распространяется и на детей во чреве – на беременных женщин. Права требования – биологический архетип, регулирующий распределением благ в сложной социальной системе. Например, обеспечивает право льва и львят на долю добытой львицами антилопы, функционирование ульев и муравейников. Является основой экономических отношений в человеческом сообществе, в частности проявляется в таком человеческои изобретении, как деньги. Любопытно, что так называемый азиатский способ производства, который долгое время определял экономику различных человеческих сообществ, является полной аналогией того, как организована жизнь у пчел и муравьев уже миллионы лет.
|
|
« Последнее редактирование: 27 Сентября 2009, 17:03:08 от Ласочка »
|
|
|
|
|
Ласочка
Санитар леса
Global Moderator
Пол:
Сообщений: 3108
|
|
« Ответ #1 : 27 Сентября 2009, 15:07:24 » |
|
Трикстер (англ. trickster — обманщик, ловкач) в мифологии, фольклоре и религии — божество, дух, человек или антропоморфное животное, совершающее противоправные действия или, во всяком случае, не подчиняющееся общим правилам поведения. Рейнард Лис, изображенный в детской книге Мишеля Роданжа (1869)
Как правило трикстер совершает действо не по «злому умыслу» противления, а ставит задачей суть игрового процесса ситуации и жизни. Не сама игра жизни, но процесс важен для трикстера. (Понятие трикстеров в культах вуду — всевозможные эшу).
Мифология
Божество-трикстер нарушает установления богов или законы природы, иногда злонамеренно (например, Локи) но при этом, как правило, добиваясь, пусть и неосознанно, какого-нибудь позитивного эффекта. Я — часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо. Мефистофель (Гёте. Фауст)
Часто нарушение правил происходит в форме различных уловок, хитростей (напр., у Эриды) или воровства. Трикстеры бывают хитрыми, или глупыми, или же могут совмещать оба этих качества; часто являются предметом осмеяния, даже будучи священными существами или выполняя различные культурные функции. Примером может служить священный Хейока, чья роль заключается в том, чтоб дурачиться и играть, и с помощью этого повышать самосознание и служить уравновешивающим механизмом.
Во многих культурах (напр., в древнегреческих, скандинавских или славянских мифах, а также в индейских историях), трикстер и культурный герой часто смешиваются. Иллюстрацией может служить Прометей в Древней Греции, укравший у богов огонь, чтобы дать его людям. Он скорее культурный герой, чем трикстер. Во многих североамериканских мифологиях Койот (у юго-западных индейцев) или ворон (северо-западные индейцы) также выкрал огонь у богов (звезды или солнце), но он более трикстер, чем культурный герой. Различие заключается в других историях, касающихся характеров этих персонажей: Прометей — Титан, тогда как Койот или Ворон обычно является шутником и проказником.
Зачастую фигура трикстера проявляет половую изменчивость, меняя гендерные роли и вступая в гомосексуальные отношения. Такие трикстеры появляются в мифологиях североамериканских индейцев, и тогда про них говорят, что они имеют двоедушную природу. Локи, скандинавский трикстер, также проявляет гендерную неустойчивость и однажды даже забеременевает; интересно, что он делит способность менять пол с Одином, верховным богом, который также проявляет много характеристик трикстера.
Мифологические трикстеры Мифология абенаков … Азебан Мифология австралийских аборигенов … Бамапана Аканская мифология … Куаку Ананси Арабская мифология … Юха Мифология ацтеков … Тескатлипока Мифология Ашанти … Анаси Мифология Банту … Заяц (Цуро или Калулу) Мифология басков … Маленький Сен-Мартин Болгарский фолклор … Хитър Петър (Обманщик Петр) Бразильский фольклор … Саки-Перере Вуду … Ти Малис, Барон Суббота Гавайская мифология … Ива, Каулу, Купуа, Мауи, Пекои Германо-скандинавская мифология … Локи, Один Германский фольклор … Мефистофель Голландский фольклор … Рейнарт-лис, Тиль Уленшпигель Древнегреческая мифология … Эрида, Прометей, Гефест, Гермес Трисмегист, Одиссей (пример трикстера-человека, который избегает опасностей, например, смерти от рук циклопа Полифема благодаря своему уму), Сизиф (первый в истории лжец, жестоко наказанный за свои преступления), Фаэтон Западноафриканская мифология … Ананси Зулусская мифология … Тиколоше Индонезийский фольклор … Канчиль Индуизм … Дитя-Кришна похищающий масло Иудаизм … Асмодей, Иаков, Лилит Мифология Йоруба … Эшу Кельтская мифология … Фэйри, Пук Китайская мифология … Нежа, Сунь У-кун (Король Обезьян) Мифология Кроу … Аваккуле, Маннегиши Мифология Кунг … Мантис Мифология лакотов … Иктоми Хейока Мифология Леванта … Ям Мифология мивоков … Койот Мифология навахо … Тоненили Фламандский и Немецкий фольклор … Тиль Эйленшпигель Мифология нутка … Чюлен, Гугуйни Мифология Оджибве … Нанабуш Осетино-нартская мифология … Сосруко Мифология олони … Койот Полинезийская мифология … Мауи Мифология Помо … Койот Танцы Пуэбло … Священные клоуны — Кошары Пайякяму Славянская мифология … Велес Среднеазиатская мусульманская мифология … Ходжа Насреддин Фольклор США … Братец Кролик и Тетушка Нэнси (адаптация Ананси Тибетский фольклор … Агу Тонпа Мифология Тумбука … Заяц Калулу Мифология Фиджи … Досина Французский фольклор … Ренар-лис Мифология Хайда … Нанкил’слас (Ворон), (Койот) Мифология Хопи и Зуни … Кокопелли Христианство … апостол Иуда Искариот Мифология цимши … Цаамсм, Ворон, «Виигьет» (Большой Человек) Мифология Чиппева … Нанабожо Чукотско-корякско-ительменская мифология … Кутх Эскимосская мифология … Амагук Эстонская мифология … Каваль-Антс (Вили Антс) Мифология Юта … Цинн-ан-ев Японская мифология … Кицунэ, Сусаноо, Каппа Мифология Виннебаго … Ваджкункага
Трикстер — это пример юнговского архетипа. В современной литературе трикстер сохранился как архетипический персонаж, не обязательно божественный или сверхъестественный.
В позднем фольклоре трикстер предстает как сообразительный озорной человек или существо, которое пытается противостоять опасностям и проблемам окружающего мира с помощью различных уловок и хитростей. Например, во многих сказках верховный правитель выбирает своей дочери жениха, устраивая различные испытания. Храбрые герои, принцы и рыцари не могут эти испытания выдержать. Тогда появляется простой бедный крестьянин, который с помощью своего соображения и ума без борьбы, каким-нибудь необычным способом, дурачит чудовищ, злодеев и избегает прочих опасностей. Таким образом, наименее желательный кандидат проходит все испытания и получает награду. Более современными примерами такого типа являются Багз Банни и Маленький бродяжка Чарли Чаплина (см. #Современные трикстеры). [править] Современные трикстеры В этом разделе не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Братец Кролик. Воланд и его свита (Михаил Булгаков, «Мастер и Маргарита») Остап Бендер (Илья Ильф и Евгений Петров «Золотой теленок», «Двенадцать стульев») Робот Бендер из «Футурамы». Багз Банни. Эль-ахрейра, Принц кроликов, или Принц с Тысячей Врагов, трикстер и народный герой кроликов в «Обитателях холмов». Барт Симпсон из «Симпсонов» Мистер Микс-йез-пит-лик из «Супермена» Невозможный человек, безнравственный, непосредственный, меняющий форму инопланетянин из комикса «Фантастическая четверка». Джуниор из серии фильмов «Трудный ребёнок» Розовая Пантера. Кселлосс (также «Жрец-трикстер») из серии романов, манги и аниме «Рубаки» Рюук, синигами из манги, аниме, а также фильмов «Death Note» Кью из вселенной «Звездный путь». Джарлаксл из романов по вселенной Forgotten Realms. Капитан Джек Воробей из серии фильмов «Пираты Карибского моря» Капитан Малколм Рейнолдс из «Firefly» и «Serenity» Панург, герой романа Франсуа Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль». Ньярлатхотеп в Мифах Ктулху описывается во многих историях как злобный трикстер. «Маска». Стэнли Ипкисс в маске бога Локи. Карагёзис, персонаж-бедняк в Греческом фольклоре. Пытается заработать деньги, дурача и обманывая остальных. Джек Мэри Энн, второстепенный народный герой, популярный в местной устной традиции валлийского района Wrexham. Морис Конши из романа Д. Фаулза «Волхв». Улисс Эверетт Макгилл из фильма «О, где ты, брат?». Эрик Картман, громкоголосый обитатель Саут-Парка. Энди Ларкин, маниакальный шутник из «Что с Энди?». Рэндл Патрик Макмерфи из романа К. Кизи «Пролетая над гнездом кукушки». Тассельхоф, кендер-воришка из цикла Dragonlance. Фред и Джордж Уизли из серии романов о Гарри Поттере. Вилли Вонка из книги Роальда Даля «Чарли и шоколадная фабрика» и одноименного фильма. Джарет, Король Гоблинов из фильма «Лабиринт». Доктор в телесериале «Доктор Кто». Карлсон из произведения Астрид Лингрен. Джокер в фильме «Темный рыцарь». Скандалист (англ. Starscream) — персонаж культового мультсериала «Трансформеры». Доктор Грегори Хаус из одноименного сериала «Доктор Хаус». Ичимару Гин — из аниме и манги «Bleach» Павел Белобрысов — из повести В. Шефнера «Лачуга Должника» Эйкити Онидзука — из манги и аниме «Крутой учитель Онидзука» Муген — из аниме-телесериала «Самурайский чамплу» Буратино — из сказки «Золотой ключик» Тайлер Дёрден — персонаж произведения «Бойцовский клуб»
|
|
« Последнее редактирование: 27 Сентября 2009, 15:19:25 от Ласочка »
|
|
|
|
|
Ласочка
Санитар леса
Global Moderator
Пол:
Сообщений: 3108
|
|
« Ответ #2 : 27 Сентября 2009, 15:18:54 » |
|
Культурный герой
Культурный герой (англ. Culture hero, фр. Heros civilisateur, нем. Heilbringer), герой-просветитель — тип мифологического героя, великий созидатель и исследователь, часто божественного происхождения или обожествлённый впоследствии. Культурными героями являются многие персонажи мифа и эпоса.
Важнейшая миссия культурного героя в мифологии — творческое преобразование мира, его упорядочение из состояния первобытного хаоса и дальнейшее благоустройство для жизни людей. Результатом этой деятельности становятся как глобальные события (например, в карело-финском эпосе кузнец Ильмаринен куёт небесный свод и светила, в мифологии гереро первочеловек Мукуру вызывает к жизни животный мир и людей), так и частные изобретения, приписываемые разными народами своим культурным героям.
Культурный герой в мифах
Образ культурного героя имеет весьма древнее происхождение и во многих случаях отличается определённым синкретизмом божественного и человеческого начал, являясь примером нерасчленённости искусства и религии в архаическом сознании. В ряде мифологических традиций культурный герой может совпадать с демиургом и тотемным первопредком.
О древности этой мифологемы свидетельствует также то, что культурным героем может быть не только человек, но и животное (койот, волк, ворон, змея). Образы ряда героев-людей также наделены зооморфными чертами (Кекроп) или метаморфируют в животных (Арахна). Иногда персонаж, представленный как животное, описывается и ведёт себя как человек (в ительменских сказках «хозяин неба», демиург и первопредок ворон Кутх живёт в яранге, носит кухлянку, ездит на нартах и удит рыбу).
Культурные герои в различных мифологических системах не обязательно сакрализованы. Миф может соотносить их с некоторыми категориями духов (напр., духи предков, тотемы) или выдающимися историческими личностями прошлого — мифическими (Кадм, Рама, Дзимму), реальными (Чингисхан, Цинь Шихуан) или полулегендарными (король Артур, Моисей, Залмоксис). Таким образом, культурный герой отличается от «настоящих» богов. Однако при описании его деяний подчёркивается их значительность и магическая сила героя, без которой они были бы немыслимы.
На более высокой ступени развития образ культурного героя может эволюционировать к богу-творцу или мессии (Кришна, Кецалькоатль), но может принять характер сказочного или эпического героя (Гильгамеш, Орфей, Ильмаринен, Василиса Премудрая, Кухулин).
Рудиментарные черты культурного героя заметны у некоторых богов (Энки и Энлиль у шумеров, Один у древних скандинавов, Гермес у греков, Осирис у египтян и т. п.). Такие боги не только участвуют в процессе сотворения мира, но прежде всего совершают культурные подвиги.
Мифологическая роль культурных героев
Список дел, приписываемых культурным героям, весьма обширен. Герой может выступать в качестве демиурга, участвуя в божественных деяниях и даже лично созидая природные объекты или людей.
В «земной» ипостаси цивилизатора герой часто является первым законодателем. Он добывает или изобретает для людей различные предметы культуры (огонь, культурные растения, орудия труда), учит их охотничьим приёмам, ремёслам, искусствам, вводит социальную организацию, брачные правила, магические предписания, ритуалы и праздники.
Наряду с добыванием культурных благ и участием в мироустройстве в качестве демиурга и первопредка, культурный герой выступает также борцом с хаотическими природными силами, которые в мифе принимают образ чудовищ, хтонических демонов и др.
Деятельность культурного героя не обязательно направлена во благо, но она всегда сопровождается историческими переменами. Например, в Библии Каин, убивший своего брата и изгнанный Богом, считается основателем первого на земле города. От него берут начало техническая цивилизация и некоторые искусства. Часто отрицательный культурный герой соперничает с братом-близнецом — положительным культурным героем (напр., Эпиметей и Прометей у эллинов, Иоскеха и Тавискарон у ирокезов). Отрицательный персонаж при этом может наделяться демоническими и комическими чертами, выполняя роль трикстера.
Культурный герой в современной массовой культуре
В массовом сознании нашего времени мифологема часто замещается реальными представителями масскультуры (напр., талантливый музыкант или просто экстравагантная личность). Вокруг такой фигуры возникает субкультура поклонников, для которых объект поклонения служит культурным герое
|
|
|
|
Ласочка
Санитар леса
Global Moderator
Пол:
Сообщений: 3108
|
|
« Ответ #3 : 27 Сентября 2009, 16:13:58 » |
|
Герой
Герои (от греч. ἥρωας, «доблестный муж, предводитель») — класс персонажей греческой мифологии, дети божества или потомки божества и смертного человека.
Мифология и эпос
Герои и боги
Главное отличие героев от богов в том, что герои смертны. Попытка сделать героя бессмертным — устойчивый мифологический сюжет. Большей частью не сами они, а их бессмертные родители, но обычно эти попытки остаются тщетными: так, Фетида пытается закалить в огне Ахилла, а Деметра — Демофонта, но в дело вмешивается случай, который мешает довести дело до конца.
Боги и иначе постоянно вмешиваются в судьбу героев, помогая им или мешая.
Обожествлённые герои (получившие в награду бессмертие): Геракл, Асклепий, Полидевк.
Типы героев
Большинство героев — воины, которые уничтожают древних чудовищ и воюют между собой.
С развитием античной культуры герои, помимо традиционных воинских доблестей, стали наделяться особой мудростью, музыкальным даром или хитростью. Выделяются герои-прорицатели (Тиресий, Амфиарай, Калхант, Трофоний, Мопс (прорицатель), Бранх, Идмон), герои-мастера (Дедал, Зет и Амфион), герои-музыканты (Орфей, Лин), законодатели (Тесей). Своеобразную нишу занял Одиссей, герой-хитрец.
|
|
|
|
Ласочка
Санитар леса
Global Moderator
Пол:
Сообщений: 3108
|
|
« Ответ #4 : 27 Сентября 2009, 16:15:04 » |
|
Демиург
Демиу́рг (от греч. δήμος, «народ» и ἔργον, «дело, ремесло, промысел» — буквально «мастер, ремесленник, творец») — изначально — название класса ремесленников в античном греческом обществе. Впоследствии словом демиург, за редким исключением, стали обозначать созидающее, творческое начало во Вселенной. Первым в таком значении его использовал Платон. в христианском богословии: Бог-Творец в гностицизме: несовершенный дух-творец мира, «злое» начало, в отличие от Бога, «доброго» начала. в деизме Демиург (бог) создал мир и дал ему законы, но после этого в дела мира не вмешивается.
Демиурги в философской фантастике
С середины XX века демиурги (во множественном числе) становятся одной из сквозных фигур философско-юмористической фантастики. Первым их ввёл в этот контекст, вероятно, Станислав Лем, создав цикл романов-притч, в которых главными действующими лицами выступают инженеры-философы Трурль и Клапауций, основная деятельность которых проходит в попытках создать совершенный мир, население которого будет счастливо. Демиурги Лема — это типичные гностические демиурги, несовершенные, ссорящиеся и часто критикуемые своими творениями. Начиная с Трурля и Клапауция, стандартной в юмористической фантастике стала пара демиургов, различающихся по своей роли в творческом процессе (возможно, есть связь с более старыми фигурами Чёрного и Рыжего клоунов).
В российской фантастике образ Демиурга встречается в повести братьев Стругацких «Отягощённые злом, или Сорок лет спустя» («Демиург — существо, порождающее материю, отягощённую злом»), в творчестве Петра Бормора («Игры Демиургов»), у Елены Хаецкой в романе «Меч и Радуга», в романе Сергея Снегова «Люди как боги».
Демиург в мифологии
Во многих мифологиях демиург сливается с образом небесного Бога-Творца, отличающегося космическими масштабами деятельности, творящего не только отдельные объекты, элементы мироздания, но космос в целом, и не только путём изготовления, но и посредством разных превращений, словесным названием предметов и другими способами. Демиург часто выступает как помощник верховного божества. Демиург сопоставим с культурным героем, большей частью добывающим предметы, ранее уже существовавшие, но удалённые, скрытые и т. д. В архаических мифологиях функции демиурга и культурного героя выполняются одним персонажем — племенным (тотемным) зооморфным и позднее антропоморфным первопредком, который зачастую действует как трикстер или в паре со своим антагонистом-трикстером. В литературе термин «демиург» применяется для обозначения мифологического персонажа, наделённого лишь функциями созидания космических объектов, природы, в отличие от культурного героя, созидающего преимущественно культуру.
|
|
|
|
lupus
Неофит
Пол:
Сообщений: 74
|
|
« Ответ #5 : 10 Октября 2009, 10:11:49 » |
|
Ласочка, По Вашей теме Трикстер (англ. trickster — обманщик, ловкач) в мифологии, фольклоре и религии — божество, дух, человек или антропоморфное животное, совершающее противоправные действия или, во всяком случае, не подчиняющееся общим правилам поведения. В Старом Завете подходит определению Иаков, сын Исаака, брат Исава (Бытие, Гл. 25 и далее). Не могу согласиться с приведенным примером Христианство … апостол Иуда Искариот Божество-трикстер нарушает установления богов или законы природы, иногда злонамеренно (например, Локи) но при этом, как правило, добиваясь, пусть и неосознанно, какого-нибудь позитивного эффекта. Я — часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо. Мефистофель (Гёте. Фауст) Иуда Искариот не нарушал установления богов а исполнил предназначение (предсказание). То есть речь может идти о герое (негативном/позитивном). Если что не так понял, интересно узнать Вашу точку зрения.
|
|
|
|
Ласочка
Санитар леса
Global Moderator
Пол:
Сообщений: 3108
|
|
« Ответ #6 : 10 Октября 2009, 10:17:05 » |
|
lupus, Трикстера нельзя назвать однозначно негативным или позитивным персонажем. Впрочем, насчет Иуды я тоже не совсем согласна.
|
|
|
|
lupus
Неофит
Пол:
Сообщений: 74
|
|
« Ответ #7 : 10 Октября 2009, 10:26:29 » |
|
Ласочка, Трикстера нельзя назвать однозначно негативным или позитивным персонажем. Я этого не говорил. Имел в виду что Иуде скорее подходит роль героя. В традиционной интерпретации - негативного. Рассматривая шире (Евангелие от Иуды) можно говорить о позитивной роли. Не желая выполнять предопределение он все же его выполняет подчинив учению личные интересы.
|
|
|
|
Ласочка
Санитар леса
Global Moderator
Пол:
Сообщений: 3108
|
|
« Ответ #8 : 11 Октября 2009, 23:58:13 » |
|
Да, возможно.
|
|
|
|
uzvar
Подмастерье
Сообщений: 636
|
|
« Ответ #9 : 7 Декабря 2009, 03:51:35 » |
|
Дракон / Змей Горыныч Сирены / Русалки (мелюзины, феи, ундины, дочери лесного короля, ламии, суккубы)
|
"Вони шукають те, чого нема, щоб довести, що його не існує" Подерв'янський Л.
|
|
|
Ласочка
Санитар леса
Global Moderator
Пол:
Сообщений: 3108
|
|
« Ответ #10 : 7 Декабря 2009, 14:25:57 » |
|
uzvar, О, это интересно. А нельзя ли поподробнее о вторых? С первым все более-менее ясно.
|
|
|
|
uzvar
Подмастерье
Сообщений: 636
|
|
« Ответ #11 : 7 Декабря 2009, 16:31:31 » |
|
uzvar, О, это интересно. А нельзя ли поподробнее о вторых? С первым все более-менее ясно.
Это так называемые Анимы. Являются проекциями чувственных влечений и предосудительных фантазий. Но боялись этих существ настолько, что даже их впечатляющие эротические повадки не считались главной их характеристикой. Желая жизни, Анима желает и добра, и зла. В эльфической жизненной сфере такие категории просто отсутствуют. И телесная, и душевная жизнь лишены скромности, обходятся без конвенциональной морали, и от этого становятся только более здоровыми. ..Анима есть жизнь по ту сторону всех категорий, поэтому она способна представать и в похвальном, и в позорном виде. «Бесполезно заучивать наизусть список названий архетипов. Они являются комплексами переживаний, вступающих в нашу личностную жизнь и воздействующих на нее как судьба.» К.-Г. Юнг.Архетип и символ. http://pryahi.indeep.ru/psychology/jungian/jung_01.html
|
"Вони шукають те, чого нема, щоб довести, що його не існує" Подерв'янський Л.
|
|
|
Ласочка
Санитар леса
Global Moderator
Пол:
Сообщений: 3108
|
|
« Ответ #12 : 7 Декабря 2009, 16:39:15 » |
|
Спасибо за цитату из Юнга, но мне интересно вычленить эти составляющие из своих представлений о жизни. Согласитесь, что это помогает лучше понять себя и других.
|
|
« Последнее редактирование: 7 Декабря 2009, 16:42:44 от Ласочка »
|
|
|
|
|
uzvar
Подмастерье
Сообщений: 636
|
|
« Ответ #13 : 7 Декабря 2009, 16:43:21 » |
|
Я так понимаю, суккубы - суть те же существа
суккубы - вроде тоже, что и русалка, только не водоплавающее. Сюда, видимо, можно отнести и так популярных сегодня вампиров.
|
"Вони шукають те, чого нема, щоб довести, що його не існує" Подерв'янський Л.
|
|
|
Ласочка
Санитар леса
Global Moderator
Пол:
Сообщений: 3108
|
|
« Ответ #14 : 7 Декабря 2009, 16:47:52 » |
|
uzvar, Не совсем, суккубы - это демоны, русалки же - просто нечисть. Кстати, славянские русалки, в отличии от ундин, хвоста не имеют, это путаница в переводе. Вампиры - пожалуй, да, их трактуют сейчас скорее в эротическом ключе.
Кстати, некоторые мужчины проецируют этот архетип смертельных соблазнительниц на женщин.
|
|
|
|
|