Великая мать: колыбель и клетка.
Властные женщины часто отрицают предлагаемый материнством опыт неограниченного могущества, потому что они хотят видеть только свою любовь к ребенку. Характеризуют ли они эту власть позитивно (я дала тебе жизнь) или негативно (без меня ты умрешь), все равно это власть. В те первые мгновения жизни зависимость ребенка от матери дает ей абсолютную власть над жизнью и смертью – зелье, способное опьянить каждого. Можно было бы предположить, что женщины, которые посвящают себя исключительно детям, будут исцелены, когда дети вырастут, но практика показывает обратное. Конец материнства также означает окончание их упоения этой властью, и они возмущены этим.
Когда дети взрослеют, они покидают королевство Великой Матери, и реальная мама теряет возможность делать то, что раньше хорошо получалось. Для супер-мамы конец всевластья великой матери приводит к острому кризису идентичности. Она может неверно истолковать свое сопротивление потере неограниченного влияния как подтверждение своей безусловной преданности. Для ребенка утомительное поведение матери может обернуться психологической трагедией. Это неизбежно, когда архетипический эликсир выпит до конца, а кто-либо продолжает пытаться насильно влить его в ваше горло. Материнская любовь может стать проклятием, когда безграничная привязанность матери превращается в тяжкий груз на шее ребенка, останавливая этим его взросление. Колыбель становится клеткой. Мы приходим в мир с матерью, но умираем в одиночестве. Между этими двумя событиями детская фантазия о безопасности должна постепенно исчезать, пока ребенок не станет достаточно сильным, чтобы нести ответственность за свои решения.
Мать, отыграв свою роль, ищет другой источник силы. Это также способствует созданию более равноправного общества. Хотя патриархальный уклад преобладал на протяжении всей истории, у каждого мужчины был ранний опыт, когда он находился под опекой одной женщины – его матери. Наиболее испорченное сексизмом общество, вероятнее всего, предполагает, что материнство – это единственный выход для энергии женщины. Из-за этого материнские чувства окрашены огромным комплексом власти. Возникает порочный круг, усиливающий мужской шовинизм, которым можно объяснить сохранение патриархальной системы в течение столь долгого времени. Взрослые сыновья, получившие бразды правления, не могут устоять перед искушением наконец-то начать руководить женщинами, защитить себя от страха перед матерью. Страха перед силой женских эмоций.
Джинетт Парис, Мудрость психики: глубинная психология после наук о мозге.