uzvar
Подмастерье
Сообщений: 636
|
|
« : 4 Марта 2010, 17:48:10 » |
|
Клиповое мышление. Что это такое?
Все чаще и чаще со страниц СМИ и телевизионного экрана озвучивается мысль, что многие проблемы современной молодежи связаны с клиповым мышлением. Попробуем разобраться, что же это такое, и каким образом оно может влиять на: – восприятие окружающего мира; – способность к анализу информации; – систему морально-этических ценностей.
*** Сlip в переводе с английского обозначает «стрижка; быстрота (движения); вырезка (из газеты); отрывок из фильма, нарезка». Термин «клиповое мышление (КМ)» больше соотносится с последним значением и отсылает к принципам построения музыкальных клипов. Точнее к тем их разновидностям, где видеоряд представляет собой слабо связанный между собой набор образов. По аналогии, при клиповом мышлении – окружающий мир превращается в мозаику разрозненных, мало связанных между собой фактов. Человек привыкает к тому, что они постоянно, как в калейдоскопе, сменяют друг друга и постоянно требует новых. Если посмотреть со стороны анализа информации, то обладатель КМ оперирует только смыслами фиксированной длины и не может работать с семиотическими структурами произвольной сложности. Внешне это проявляется в том, что человек не может длительное время сосредотачиваться на какой-либо информации, и у него снижена способность к анализу. Естественно, человек не рождается с таким мышлением. Оно вырабатывается при длительном потреблении информации в мозаичном и препарированном виде через музыкальные каналы и СМИ.
Клиповое мышление не смертельно, но и не безвредно. Прежде всего, оно влияет на успешность учебы. Для современного подростка осилить что-либо из классической литературы XIX века – уже сверхзадача. Не потому ли такой популярностью пользуются всевозможные дайджесты и готовые сочинения. Проведенные эксперименты показывают, что резко снизился коэффициент усвоения знаний. Старшеклассников попросили ответить на ряд исключительно простых вопросов из программы предшествующих лет обучения. Выбирался только тот материал, незнание которого оценивалось в соответствующем классе на двойку. Результаты показали коэффициент на уровне 10%.
Другая сторона клипового мышления – ослабление чувства сопереживания, ответственности. Интересную мысль по этому поводу в своем интервью высказал диакон Андрей Кураев, размышляя о восстановлении рухнувшего «Трансвааль-парка». «…Но тот человек, который идет сознательно развлекаться и берет с собой детей для развлечения на место, политое человеческой кровью, конечно, тем самым демонстрирует, что с его совестным чувством что-то не так. Я думаю, что это люди, которые воспитаны в клиповом мышлении. Это мышление сиюминутного восприятия, то есть даже не мышление, а минутная реакция. Вот идут сводки новостей, одна с другой не связаны. Идет концерт, один номер с другим не связан. Вослед рекламные ролики – один с другим не связан. Наконец, есть множество телеканалов, которые ты постоянно переключаешь, и они тоже между собой никак не связаны. Человеку на осмысление какой-то ситуации дается две-три минуты, не более того. И тут же все забудь, поскольку начинается нечто совершенно другое. Другая информация ждет своей очереди, чтобы влиться в тебя и протечь через твои мозги. Это клиповое мышление в итоге мешает человеку быть целостным. Я не сомневаюсь, что те люди, которые сейчас пойдут в аквапарк, когда случилась трагедия, наверняка сочувствовали, сопереживали. Может быть, даже давали зарок – больше туда не будем ходить... Но прошло несколько месяцев и уже совсем другая погода в душе. Другие тонны информации через нее прошли. И человек уже предпочел забыть то, что произошло. Не думать о нем».
Опасность еще заключается и в том, что возник эффект обратного действия, и СМИ, телевидение сами стали подстраиваться под воспитанную ими аудиторию. Например, текст в статьях становится сильно фрагментированным, разбитым на перемежающиеся смысловые блоки небольшого – два-три абзаца – объема. Он насыщен большим количеством коротких фраз, и главная его задача – создать не логическое, а эмоциональное отношение к происходящему. В результате роль читателя сводится к простому потреблению информации. Такая форма подачи материала оказалась весьма удобной для коммерции. Делая упор только на эмоции, легче заставить человека руководствоваться полученной информацией в повседневной жизни. А для закрепления эффекта используются ссылки на «авторитеты», что выливается прямо-таки в гипертрофированный интерес к жизни богемы. Появились целые серии книг, написанные в стиле общения в чатах, по ICQ или дневниковых записей. Снимаются фильмы, построенные на принципах клиповой техники. (Самый яркий пример – «Матрица»). То есть система начинает воспроизводить саму себя и собственных потребителей.
Но от стиля мышления во многом зависит успешность по жизни. Программы вузов намного сложнее школьных и требуют восприятия и переработки гораздо большей информации. В современном бизнесе без умений анализировать, вычленять суть и принимать на основе этого решения, вообще невозможно стать успешным менеджером. Одно из главных требований в нем – способность выстраивать цепочку из последовательности действий от существующего положения до поставленной цели. А создание таких цепочек подразумевает наличие «продолжительного» мышления. Отсюда, возникновение вполне реальной опасности, что носители КМ будут вытеснены на положение аутсайдеров.
Как же бороться с клиповым мышлением? В некоторых странах, где стали осознавать его опасность, разрабатываются специальные тренинги, где учат сосредотачивать внимание на одном предмете и удерживать состояние концентрации в течение длительного времени. Но наиболее доступный метод – это все-таки чтение (естественно, не клиповой литературы). В отличие от ТВ, где происходит управляемое восприятие, при прочтении художественного произведения приходится самостоятельно выстраивать образную систему. А всяческое закрепление прочитанного – обсуждение, конспектирование и т.д. способствует выработке умения анализировать, устанавливать связи между явлениями, и в конечном итоге приводит к разрушению мозаичной, фрагментированной картины мира. В заключение хочу привести интересный пример. Один известный российский маркетолог, автор брендов «Дарья», «Тинькофф», «Т» и др., преподавая в МГУ, заставляет своих студентов читать современных философов – Бодрийяра, Лиотара, Фуко, Барта, Лосева, Бахтина, Мамардашвили. Он считает, что именно через их труды можно научиться выстраивать цепочку от общего к частному и стать успешным маркетологом. Смею заверить, что изучение трудов упомянутых мыслителей намного сложнее чтения русской классической литературы. И если для обладателя клипового мышления последнее является сверхзадачей, то с философией он уж точно не справится, и как вывод – вряд ли чему научится.
Источник http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-8011/Имхо, такое мышление позволяет одновременно обрабатывать множество мелочей, из которых состоит современная жизнь в мегаполисе. Мобильный, смс, новости, блоги, реклама, курс валюты, куча всяких бытовых вопросов, работа, учеба, знакомые, семья... И все это почти каждый день, и нужно меду этим переключаться, не зацикливаться на чем-то одном, в убыток всему прочему... Замечаете ли вы у себя или своих знакомых особенности такого мышления?
|
"Вони шукають те, чого нема, щоб довести, що його не існує" Подерв'янський Л.
|
|
|
ann
Неофит
Сообщений: 2
|
|
« Ответ #1 : 15 Марта 2010, 18:10:57 » |
|
У меня клиповое мышление и пока оно мне особых неприятностей не доставляло, иногда трудновато сконцентрироваться на конкретной задаче надолго, но нет ничего невоможного и я успешно справляюсь.
|
|
|
|
qar
Неофит
Сообщений: 2
|
|
« Ответ #2 : 16 Марта 2010, 18:25:55 » |
|
А мне кажется, что общество придумывает себе проблемы и постоянно пытается их решить. Да может быть что-то и изменилась в мышлении у нашего будущего поколения, но если ба нечего не изменялось, то мы бы с вами жили в каменном веке. Мне кажется что эта ваша ново выявленная проблема, совсем даже не проблема а эволюция мозговых клетка. В наш продвинутый веет мозг человека нашел способ, проста фильтровать полученную информацию. Это надо развевать а не тыкать на это пальцами и решать не существующих проблем.
|
|
|
|
Andre
Неофит
Сообщений: 15
|
|
« Ответ #3 : 18 Марта 2010, 18:19:37 » |
|
Какой темп жизни, сколько поступает информации, сколько времени дано на её обработку, такое мышление и вырабатывается. Плохо то, что становится труднее полностью изучить какой-то вопрос или досконально проанализировать проблему.
|
|
|
|
Polina
Неофит
Пол:
Сообщений: 14
Иногда и поумничать можно
|
|
« Ответ #4 : 18 Марта 2010, 22:25:26 » |
|
Мне кажется что эта ваша ново выявленная проблема, совсем даже не проблема а эволюция мозговых клетка.
Ну, проблема не совсем уж и новоявленная, прямо сказать. Об этом феномене немало книг написано, и в университетах изучают по антропологии. Помню, наша группа вся заинтересовалась этой темой. Параллельно мы проходили курс философии (современной), и изучали философию Фуко, Бодрийяра и Бахтина как раз. Надо сказать, что обе дисциплины преподавал у нас один и тот же лектор. Уж не знаю: это совпадение программы, или метод избавления от клипового мышления. Не могу сказать точно, мыслю ли клипово, но однозначно понимаю, что избавиться от такого мышления можно только самообразованием.
|
"Это - не бег с барьерами, это - способ ходить!" Е. Погребижская, Butch
|
|
|
uzvar
Подмастерье
Сообщений: 636
|
|
« Ответ #5 : 18 Марта 2010, 23:11:46 » |
|
Заметил, что сейчас образование поощряет такое мышление. Если раньше экзамен -- это 5 задач, над каждой из которых придется покорпеть, то сейчас -- это 50 тестовых вопросов, по минуте на каждый.
|
"Вони шукають те, чого нема, щоб довести, що його не існує" Подерв'янський Л.
|
|
|
Polina
Неофит
Пол:
Сообщений: 14
Иногда и поумничать можно
|
|
« Ответ #6 : 19 Марта 2010, 00:17:44 » |
|
uzvar, У нас структура экзаменационных билетов иная: 3 уровня - воспроизведение, анализ и синтез. И в школах/лицеях, и в университетах. Не считаю, что такой подход поощряет клиповое мышление.
|
|
« Последнее редактирование: 19 Марта 2010, 00:19:37 от Polina »
|
|
"Это - не бег с барьерами, это - способ ходить!" Е. Погребижская, Butch
|
|
|
uzvar
Подмастерье
Сообщений: 636
|
|
« Ответ #7 : 19 Марта 2010, 00:32:02 » |
|
Polina, У нас Это где? Международные сертификационные экзамены в сфере ИТ -- это сплошь тесты. Тесты исключают субъективную оценку и позволяют автоматизировать проверку... Но и попутно заставляют соображать "клипово".
|
"Вони шукають те, чого нема, щоб довести, що його не існує" Подерв'янський Л.
|
|
|
Polina
Неофит
Пол:
Сообщений: 14
Иногда и поумничать можно
|
|
« Ответ #8 : 19 Марта 2010, 01:05:07 » |
|
uzvar, я говорю о Молдове. У нас также принята тестовая система, но уровни сложности заданий разные. Если, например, гуманитарный предмет, то: 1. Определения, типология, назвать автора, произведение и т.п. (заданий может быть и с десяток) 2. сравнительный анализ по каким-либо характеристикам или признакам. 3. эссе или другое задание в художественном оформлении. То есть, заданий может быть и много, но они не все одинаковой сложности, а распределены по категориям и оцениваются соответственно различным количеством баллов. То есть только на уровне воспроизведения и возможно обойтись без особых размышлений
|
"Это - не бег с барьерами, это - способ ходить!" Е. Погребижская, Butch
|
|
|
uzvar
Подмастерье
Сообщений: 636
|
|
« Ответ #9 : 19 Марта 2010, 09:27:40 » |
|
Polina, Я ж не говорю, что в тестовом задании совсем не нужно размышлять. Просто количество логических шагов в каждом задании меньше, поскольку время ограничено. А сами задания меду собой логически не связаны. Т.е. думать то нужно, но не слишком долго и глубоко, а затем поскорее "щелкнуть кнопку на пульте и переключится на другой ТВ канал".
И это вообще-то правильно, ведь на этих тестах проверяются именно знания и навыки, и большое количество вопросов позволяет покрыть все темы курса. А для проверки "соображалки" есть тест IQ.
|
"Вони шукають те, чого нема, щоб довести, що його не існує" Подерв'янський Л.
|
|
|
Polina
Неофит
Пол:
Сообщений: 14
Иногда и поумничать можно
|
|
« Ответ #10 : 19 Марта 2010, 10:21:16 » |
|
uzvar, хотела привести доводы в пользу системы, но вдруг вспомнила один из экзаменов в университете, когда в единый модуль "Европейская цивилизация" вошли 3 совершенно несвязанных между собой предмета: зарубежная литература, География, и что-то вроде Европейских традиций. Переключаться с одного предмета на другой в течении одного экзамена было достаточно сложно, да и времени не хватало. По истине клиповое мышление должно работать. Может, это только у нас такая странная программа, но это издержки Болонской системы образования
|
"Это - не бег с барьерами, это - способ ходить!" Е. Погребижская, Butch
|
|
|
arina
Неофит
Пол:
Сообщений: 32
|
|
« Ответ #11 : 29 Марта 2010, 18:47:54 » |
|
Никогда не задумывалась о таком мышлении, но прочла заметку и сразу несколько примеров в голове, реальных людей. Друзья - одновременно играют в игру, общаются, смотрят телевизор и что интересно, везде получается в тему. Сестра, она вообще без телевизора и телефона с включенной аськой, уроки делать не может. Быстрое реагирование ума, в общем-то интересное свойство.
|
В человеке есть все, и даже более...
|
|
|
Primat
Неофит
Пол:
Сообщений: 1
Здравия желаю!
|
|
« Ответ #12 : 2 Апреля 2010, 18:54:35 » |
|
Я не из числа тех, кто говорит своим детям: Я в вашем возрасте ходил в кирзовых сапогах и командовал взводом, но... считаю, что именно это самое КМ за последние 20-25 лет привело к тому, что основная масса людей перестала понимать простое слово МОРАЛЬ. И не может быть оправданием ни новые технологии, темп жизни и бла,бла,бла, тому, что мы перестаем читать просто книги, сопереживая с их героями, любя и ли ненавидя их. Растет поколение, которому заложена программа бесчеловечности и именно КМ - одно из направлений этой программы. Все прозаично: управлять легко либо "баранами", либо "машинами"..
|
Взгляд из окопа...
|
|
|
HOMO
Неофит
Сообщений: 41
|
|
« Ответ #13 : 26 Апреля 2010, 09:35:07 » |
|
совсем даже не проблема а эволюция мозговых клетка.
А вот эволюция ли? Изменения это конечно хорошо и даже замечательно, НО кроме эволюции существует ещё и деградация. И наблюдая за "успехами" современных школьников (да и студентов) лично я не вижу особой эволюции. Наоборот. Всё чаще и чаще вижу молодых ребят которые , как говаривал в своё время наш замполит в известном слове из трёх букв делают три же ошибки. Ну и где вы видите эволюцию?
|
Щасвирнус
|
|
|
DUBiK
Алхимик
Пол:
Сообщений: 4373
Эксперт-универсал
|
|
« Ответ #14 : 26 Апреля 2010, 10:54:02 » |
|
HOMO, наблюдая за "успехами" современных школьников А я вижу вполне нормальные успехи. А двоечников всегда было достаточно. В конце-концов нужно кому-то и раствор месить, и дороги подметать. Primat, но... считаю, что именно это самое КМ за последние 20-25 лет привело к тому, что основная масса людей перестала понимать простое слово МОРАЛЬ. И не может быть оправданием ни новые технологии, темп жизни и бла,бла,бла, тому, что мы перестаем читать просто книги, сопереживая с их героями, любя и ли ненавидя их. Растет поколение, которому заложена программа бесчеловечности и именно КМ - одно из направлений этой программы. Все прозаично: управлять легко либо "баранами", либо "машинами".. «Наша молодежь любит роскошь, она дурно воспитана, она насмехается над начальством и нисколько не уважает стариков. Наши нынешние дети стали тиранами, они не встают, когда в комнату входит пожилой человек, перечат своим родителям», – это сказал Сократ в V веке до нашей эры.
«Я утратил всякие надежды относительно будущего нашей страны, если сегодняшняя молодежь завтра возьмет в свои руки бразды правления, ибо эта молодежь невыносима, невыдержанна, просто ужасна», – это сказал греческий поэт Гесиод в VIII веке до нашей эры.
«Наш мир достиг критической стадии. Дети больше не слушают своих родителей. Видимо, конец мира уже не так далек», – это высказывание принадлежит египетскому жрецу и сделано примерно за 2000 лет до нашей эры.
«Молодежь растленна до глубины души. Молодые люди злокозненны и нерадивы. Они никогда не будут походить на молодежь былых времен. Молодое поколение сегодняшнего дня не сумеет сохранить нашу культуру», – эта надпись сделана в Вавилоне 5000 лет тому назад." Примеры из книги А.Никонова "Судьба цивилизатора"
|
"Мы не вправе небрежно отбросить социализм в сторону. Мы должны опровергать его, если хотим спасти мир от варварства" Людвиг фон Мизес
|
|
|
|