Колба
Добро пожаловать на форум! rss 25 Апрель 2024, 16:37:38 *
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Вам не пришло письмо с кодом активации?

Войти
 
На правах рекламы
   Начало   Линейки Помощь Войти Регистрация  
натуральный крем
Страниц: [1] 2 3 4
  Печать  
Автор Тема: Влияние религии на современное общество  (Прочитано 10767 раз)
Ласочка
Санитар леса
Global Moderator
*****
Пол: Женский
Сообщений: 3108



« : 14 Декабрь 2010, 17:57:34 »

Религиозность населения не способствует процветанию общества

Комплексный анализ многих десятков социально-экономических показателей в 17 процветающих странах «первого мира» не подтвердил гипотезу о том, что высокий уровень религиозности населения способствует благополучию общества. Напротив, по совокупности всех доступных показателей наиболее религиозные общества оказались наименее благополучными.

Среди социологов нет единого мнения о том, какую роль — положительную или отрицательную — играет религия в современных высокоразвитых обществах. Одни авторы утверждают, что массовая вера в бога или богов, поощряющих высокоморальное поведение и наказывающих за грехи, способствует общественному благополучию (снижению преступности, коррупции, экономическому процветанию и т. д.). Другие исследователи доказывают, что разумная политика светских правительств гораздо важнее для процветания общества, чем массовая религиозность населения. Некоторые факты указывают и на возможное негативное влияние религиозности. Серьезных научных исследований по данному вопросу проведено на удивление мало, и ни в одном из них не были учтены одновременно все значимые (и доступные для анализа) социально-экономические показатели. Отчасти это связано с тем, что изучение подобных вопросов часто наталкивается на разнообразные препятствия морально-этического и политического характера.

Этот пробел попытался восполнить Грегори Пол (Gregory Paul) — независимый американский исследователь с весьма широким кругом интересов, простирающихся от палеонтологии (Пол известен как крупный специалист по динозаврам) до социологии и религиоведения. В своей новой статье, опубликованной в журнале Evolutionary Psychology, Пол приводит результаты комплексного кросс-национального анализа, целью которого была проверка двух альтернативных гипотез о влиянии массовой религиозности на общественное благополучие. Первая из этих гипотез (“the moral-creator socioeconomic hypothesis”) постулирует сильное положительное влияние массовой веры в бога (богов), неравнодушных к вопросам морали, на социально-экономическое благополучие общества. Вторая гипотеза (“the secular-democratic socioeconomic hypothesis”) предполагает, что религиозность в современных развитых обществах является, наоборот, негативным фактором, тормозящим рост социального благополучия. Теоретически возможен и третий вариант: религиозность вообще не оказывает влияния на ключевые социально-экономические показатели, или ее влияние полностью «перекрыто» и замаскировано другими, более важными факторами. Первая гипотеза предсказывает наличие положительной корреляции между религиозностью общества и общественным благополучием, вторая предсказывает отрицательную корреляцию, третья — отсутствие значимой корреляции.

В действительности, конечно, всё несколько сложнее, и пространство логических возможностей вовсе не исчерпывается перечисленными гипотезами. Например, уровень религиозности может быть не причиной, а следствием того или иного уровня общественного благополучия, которое, в свою очередь, зависит от каких-то иных факторов. Тогда мы будем наблюдать значимую корреляцию между религиозностью и благополучием, но эта корреляция не будет свидетельствовать о влиянии первой на второе. То же самое может наблюдаться и в том случае, если какой-либо «третий фактор» одновременно влияет и на религиозность, и на благополучие общества. Как обойти эти методологические трудности? Один из возможных путей — включить в анализ как можно больше переменных, в идеале — учесть все доступные социально-экономические показатели, которые могут иметь отношение к делу. В этом случае вероятность того, что из поля зрения исследователя выпадут ключевые факторы, так или иначе связанные с интересующими нас показателями (религиозностью и общественным благополучием), станет минимальной.

Именно это и попытался сделать Пол (подробное описание методики приведено в статье, которая находится в открытом доступе). В анализ были включены только данные по благополучным, процветающим демократическим государствам «первого мира» с населением около 4 млн человек или более. Всего было учтено 17 стран, данные по которым в международных базах и опубликованных сводках являются наиболее полными, достоверными и взаимно сравнимыми: США, Ирландия, Италия, Австрия, Швейцария, Испания, Канада, Новая Зеландия, Австралия, Нидерланды, Норвегия, Англия, Германия, Франция, Дания, Япония, Швеция. Список приведен в порядке убывания комплексного показателя религиозности населения (см. ниже): от самых религиозных стран к наиболее светским. Пол не включил в анализ страны второго и третьего мира, потому что это привело бы к трудноразрешимым методологическим проблемам. Например, среди этих стран наименьший уровень религиозности характерен для ряда пост-коммунистических государств, но при этом совершенно очевидно, что низкий уровень религиозности связан не столько с тем или иным уровнем общественного благополучия, сколько с последствиями длительного насаждения коммунистической идеологии. Кроме того, в странах, включенных в анализ, люди могут более или менее свободно выбирать мировоззрение, тогда как в некоторых странах третьего мира за публичный отказ от общепринятой религии могут и голову отрубить — тут уж не до кросс-культурного анализа...

Для оценки уровня религиозности населения использовалось около дюжины показателей, в том числе: доля людей, безоговорочно верящих в Бога-творца (или богов-творцов); «библейских литералистов» — людей, настаивающих на буквальном понимании Библии; регулярных участников коллективных богослужений; регулярно молящихся; верящих в загробную жизнь, рай и ад; доля атеистов и агностиков; доля людей, признающих происхождение человека путем эволюции от низших животных и т. д. Всевозможные «суеверия» и антинаучные представления (например, вера в привидения или астрологию) в данном исследовании не считались показателями религиозности. По мнению автора, такие взгляды имеют гораздо меньшее социально-политическое значение, чем приверженность «настоящим» религиям. Все эти показатели анализировались как по отдельности, так и вместе: автор составил из них комплексный «индекс религиозности населения» (popular religiosity versus secularism scale, PRVSS), который, в свою очередь, сопоставлялся с индивидуальными и комплексными показателями общественного благополучия.

Для оценки уровня благополучия общества Пол отобрал 25 наиболее достоверных социально-экономических показателей, в том числе: число убийств и самоубийств (отдельно рассматривались самоубийства среди молодежи), детская смертность, продолжительность жизни (life expectancy), частота заболеваний гонореей и сифилисом (отдельно — среди подростков), число абортов среди несовершеннолетних, число родов в возрасте 15-17 лет, число бракосочетаний и разводов, потребление алкоголя, уровень удовлетворенности жизнью, доход на душу населения, уровень имущественного неравенства (индекс Джини), бедности, коррупции, безработицы и др. Из всех этих показателей Пол сконструировал комплексный «индекс общественного благополучия» (successful societies scale, SSS), который использовался в исследовании наряду с индивидуальными социально-экономическими показателями. Кроме того, были учтены показатели, отражающие уровень разнородности (фракционализации) общества, число иммигрантов, экологическую ситуацию в стране.

В статье скрупулезно разбираются соотношения между всеми этими показателями в 17 исследуемых странах. Основным результатом является обнаруженная Полом сильная и статистически достоверная положительная корреляция между благополучием общества и уровнем его «светскости». Эта корреляция хорошо видна как при сопоставлении комплексных показателей PRVSS и SSS, так и при анализе индивидуальных показателей религиозности и социально-экономического благополучия. Иными словами, оказалось, что чем выше религиозность населения, тем ниже уровень общественного благополучия, и наоборот (рис. 1).


 
Рис. 1. Этот график показывает, что в высокоразвитых процветающих странах «первого мира» уровень общественного благополучия (SSS, по вертикальной оси) положительно коррелирует с уровнем «светскости» (нерелигиозности) общества (PRVSS, по горизонтальной оси). Рисунок из обсуждаемой статьи в Evolutionary Psychology



Большинство индивидуальных показателей общественного благополучия согласуются с обобщенным графиком на рис. 1 (т. е. показывают сходную динамику: чем ниже религиозность, тем лучше обстоят дела в обществе по рассматриваемому показателю), однако есть и исключения.

Так, уровень убийств положительно коррелирует с религиозностью только за счет США, поскольку в этой наиболее религиозной стране число убийств на душу населения намного выше, чем в любом другом государстве «первого мира». Если исключить из рассмотрения США, корреляция пропадает, так как в остальных 16 странах уровень убийств, по-видимому, уже приблизился к своему потенциально достижимому минимуму.

Уровень самоубийств, по данным Пола, практически не зависит от религиозности населения (результаты по самоубийствам среди молодежи чуть-чуть в пользу светских стран, по самоубийствам среди людей всех возрастов — в пользу религиозных). Слухи об аномально высоком уровне самоубийств в малорелигиозных скандинавских странах — не более чем слухи.

Сильная положительная корреляция обнаружилась между религиозностью населения и детской смертностью: чем религиознее страна, тем выше детская смертность (рис. 2). Корреляция между религиозностью и продолжительностью жизни направлена в ту же сторону, но выражена слабее.


 
Рис. 2. Детская смертность (вертикальная шкала) снижается по мере отхода общества от религии (горизонтальная шкала такая же, как на рис. 1). Рисунок из обсуждаемой статьи в Evolutionary Psychology



Заболеваемость гонореей и сифилисом в религиозных странах в среднем выше, чем в светских (с учетом США; если не учитывать эту страну, результаты по сифилису становятся менее однозначными). Число абортов среди несовершеннолетних достоверно ниже в светских странах, чем в религиозных (рис. 3). Достоверных корреляций между религиозностью и потреблением алкоголя не выявлено. Результаты по бракосочетаниям и разводам неоднозначны; в целом здесь небольшое преимущество на стороне религиозных стран (хотя религиозные США по числу разводов отстают только от совершенно не религиозной Швеции). Уровни удовлетворенности жизнью и безработицы не коррелируют с религиозностью, по уровню коррупции — ситуация чуть лучше в менее религиозных странах.


 
Рис. 3. Число абортов среди несовершеннолетних достоверно ниже в светских странах, чем в религиозных. Рисунок из обсуждаемой статьи в Evolutionary Psychology



По производству ВВП религиозные страны чуть впереди, однако по уровню имущественного равенства нерелигиозные страны их резко опережают (чем выше уровень религиозности, тем выше индекс Джини, отражающий неравномерность распределения материальных благ среди населения). В соответствии с этим и процент бедняков в религиозных странах существенно выше. Читатели, желающие получить информацию по всем прочим показателям, могут обратиться к полному тексту статьи. Итоговый баланс — однозначно в пользу нерелигиозных стран.

Из этого автор делает вывод, что гипотезу о сильном положительном влиянии массовой религиозности на социально-экономическое благополучие общества можно уверенно отвергнуть.

Обсуждая природу выявленных корреляций, автор опирается не только на свои результаты, но и на множество дополнительных фактов и литературных данных. По мнению Пола (как и ряда других авторов), всё указывает на то, что между уровнем массовой религиозности и общественным благополучием действительно существует причинная связь, однако направлена она преимущественно не от религиозности к благополучию, а в обратную сторону. Иными словами, чем увереннее и спокойнее чувствуют себя люди (прежде всего представители «среднего класса») в своем социальном окружении, чем меньше они тревожатся за свое экономическое благополучие, тем слабее их потребность искать утешение и защиту в религии. С другой стороны, Пол не исключает и возможность негативного влияния массовой религиозности на общественное благополучие (хотя и считает это влияние менее существенным, чем обратное). Мы не будем подробно останавливаться на этих рассуждениях автора, потому что они во многом совпадают с аргументацией, изложенной в книге Р. Докинза «Бог как иллюзия».

Автор провел свой анализ на основе данных по современному состоянию дел в 17 изученных странах. Если вывод об отрицательной корреляции между религиозностью и общественным благополучием верен, то это должно быть видно и в исторической перспективе. Например, по мере улучшения жизненных условий в той или иной стране уровень религиозности должен снижаться, и наоборот. Чтобы это проверить, нужно иметь достоверные и, главное, сравнимые количественные данные по разным историческим эпохам, а с этим дело пока обстоит туго. Те данные, которые есть в распоряжении исследователей сегодня, в целом подтверждают выводы Пола. Например, в США со времени окончания второй мировой войны число людей, не верящих в Бога, выросло почти втрое, и соответственно сократилось число верующих (хотя на сегодняшний день США — самое религиозное из 17 исследованных государств). Другие данные, несмотря на свою неполноту, показывают, что процесс секуляризации более или менее неуклонно идет в последние десятилетия практически во всех странах «первого мира». Пол подчеркивает, что неверие в Бога (nontheism) — единственное из мировоззрений, которое в наши дни эффективно распространяется путем конверсии, то есть обращения (переубеждения) сторонников иных взглядов. Динамика численности приверженцев религий, напротив, зависит в основном от рождаемости среди верующих и миграционных процессов.

Секуляризация общества в развитых странах, по-видимому, может ускоряться благодаря положительной обратной связи. Известно, что принадлежность к доминирующей религии может давать людям определенные материальные преимущества. Однако эти преимущества слабеют по мере того, как в социальном окружении индивида растет число неверующих (или приверженцев других религий). Иными словами, чем больше в стране атеистов, тем менее выгодно быть верующим.

По мнению Пола, полученные им результаты противоречат широко распространенной точке зрения, согласно которой склонность к релиозным верованиям и креационизму является одним из глубинных, основополагающих свойств человеческой психики. Между прочим, эту точку зрения разделяют и ведущие специалисты в области эволюционного религиоведения, в том числе знакомые читателям «Элементов» Пол Блум и Паскаль Буайе (см.: Неприятие научного знания уходит корнями в детскую психологию, «Элементы», 23.05.2007; Религия: полезная адаптация, побочный продукт эволюции или «вирус мозга»?, «Элементы», 28.10.2008). Но если бы это было так, рассуждает Грегори Пол, едва ли мы наблюдали бы столь большие различия между государствами по уровню массовой религиозности. Ведь по таким действительно основополагающим психическим и поведенческим признакам, как, например, речь или стремление к обладанию материальными благами, вариабельность крайне мала или вовсе отсутствует. Полученные результаты, по мнению автора, скорее свидетельствуют о том, что религиозность — относительно «поверхностный», гибкий, переменчивый психологический механизм, помогающий справляться со стрессом и тревожностью в малоэффективном обществе с низким уровнем социально-экономической стабильности и защищенности. Массовый отход от веры в Бога-творца, в свою очередь, является естественной реакцией людей на улучшение жизненных условий.

Источник: Gregory Paul. The Chronic Dependence of Popular Religiosity upon Dysfunctional Psychosociological Conditions (PDF, 665 Кб) // Evolutionary Psychology. 2009. V. 7(3). P. 398–441.

НесторЪ
Алхимик
****
Пол: Мужской
Сообщений: 2218


Рождение


WWW
« Ответ #1 : 16 Декабрь 2010, 15:05:58 »

Религия - это детство человечества. Человечество взрослеет - это факт. Улыбающийся

Якщо довго вдивлятися в безодню, то безодня поглине тебе (Хведір Ніцше)
heokka
Global Moderator
*****
Пол: Женский
Сообщений: 1279



« Ответ #2 : 20 Декабрь 2010, 11:04:05 »

История на самом деле показывает, что религиозность и процветание общества - это не очень зависимые друг от друга переменные. Тут даже не нужно быть историком. Хотя, если навскидку, то большинство бы ответили, что религиозные страны более процветающие, в смысле уровня жизни.
А все эти графики притянуты за уши. Какие страны самые нерелигиозные на данный момент? - Куба и КНДР, и как они процветают?
DUBiK
Алхимик
****
Пол: Мужской
Сообщений: 4373


Эксперт-универсал


« Ответ #3 : 20 Декабрь 2010, 11:56:04 »

heokka,
Цитировать
История на самом деле показывает, что религиозность и процветание общества - это не очень зависимые друг от друга переменные
Если я попрошу фактов - предоставишь?

Цитировать
Хотя, если навскидку, то большинство бы ответили, что религиозные страны более процветающие
Афганистан?
Иран?
Чечня?

Я навскидку знаю ОДНО процветающее религиозное государство - Ватикан.

Цитировать
Какие страны самые нерелигиозные на данный момент? - Куба и КНДР
Куба и КНДР:
1. Социалистические государства.
2. Они значительно более религиозные чем, допустим, США. Просто у них другая религия. Вера не в Бога и его пророка под руководством духовенства, а в коммунизм, его пророка, под руководством партии.

А на самом деле нерелигиозные страны - это где  религия и её адепты не имеют влияния на правительство. И чем меньше єто влияние - тем нерелигиозней страна
« Последнее редактирование: 20 Декабрь 2010, 14:18:49 от DUBiK »

"Мы не вправе небрежно отбросить социализм в сторону. Мы должны опровергать его, если хотим спасти мир от варварства"
Людвиг фон Мизес
kolerg
Неофит
*
Пол: Мужской
Сообщений: 62



« Ответ #4 : 20 Декабрь 2010, 15:25:35 »

Какие страны самые нерелигиозные на данный момент? Куба и КНДР
+ Китай.

Они значительно более религиозные чем, допустим, США. Просто у них другая религия. Вера не в Бога и его пророка под руководством духовенства, а в коммунизм, его пророка, под руководством партии.
Идеология и религия - разные вещи. Не путай. Идеология не отменяет здравый смысл, а наоборот, на нём основывается. Иначе она бы никуда не делась и по сей день, несмотря на выяснившиеся противоречия между её теорией и практикой. Религия противоречит сама себе на каждом шагу, и однако, существует без проблем.
DUBiK
Алхимик
****
Пол: Мужской
Сообщений: 4373


Эксперт-универсал


« Ответ #5 : 20 Декабрь 2010, 15:38:49 »

kolerg,
Цитировать
Идеология и религия - разные вещи
Рели́гия — особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное (коммунизм), включающая в себя свод моральных норм и типов поведения (соответствующие правила типо "Морального кодекса строителя коммунизма", или "Задачи союзов молодёжи"), обрядов (парады, собрания, пионерские линейки), культовых действий (Почитания умрших вождей и их сегодняшних воплощений) и объединение людей в организации (партии и союзы)...

Цитировать
Идеология не отменяет здравый смысл
Ну и какой здравый смысл в мавзолее Ленина?
В портретах вождя на каждом углу?
« Последнее редактирование: 20 Декабрь 2010, 15:42:52 от DUBiK »

"Мы не вправе небрежно отбросить социализм в сторону. Мы должны опровергать его, если хотим спасти мир от варварства"
Людвиг фон Мизес
kolerg
Неофит
*
Пол: Мужской
Сообщений: 62



« Ответ #6 : 20 Декабрь 2010, 19:31:56 »

Я не считаю коммунизм чем-то сверхъестественным. "Свод моральных норм и типов поведения" - свойство совершенно не обязательно религиозное. Да и все остальные пункты относятся не только к религии.

Ну и какой здравый смысл в мавзолее Ленина?
В портретах вождя на каждом углу?

Объясняю - всё это - символы, необходимые для поддержания той идеологической модели. А сама модель нужна для объединения производственных сил населения и направления их на вполне конкретные цели. И та идеология со своими задачами справилась, выведя страну из разрухи и подняв её до уровня мировой державы.
DUBiK
Алхимик
****
Пол: Мужской
Сообщений: 4373


Эксперт-универсал


« Ответ #7 : 20 Декабрь 2010, 19:46:47 »

kolerg,
Я дал классическое определение религии. Веселый
Как по мне, и то, и другое - вера.

Цитировать
Объясняю - всё это - символы, необходимые для поддержания той идеологической модели.
Ну... типо святых мощей в лавре, кусков гроба господнего, культовых сооружений? Подмигивающий Веселый
Цитировать
А сама модель нужна для объединения производственных сил населения и направления их на вполне конкретные цели.
Совершенно верно. Так и происходит в Сандея Аделаджи, например. Да и сегодня в церкви, когда некоторые батюшки агитируют за кандидатов в президенты, например.
Цитировать
И та идеология со своими задачами справилась, выведя страну из разрухи и подняв её до уровня мировой державы.
Совершенно верно. Посмотрите на Францию средних веков, Англию, Испанию пятнадцатого века....  Веселый Веселый Веселый
И столдь ли важно как звучит главный лозунг  этой идеологии: "бей буржуев" или "бей неверных" или "бей жидов"?

"Мы не вправе небрежно отбросить социализм в сторону. Мы должны опровергать его, если хотим спасти мир от варварства"
Людвиг фон Мизес
kolerg
Неофит
*
Пол: Мужской
Сообщений: 62



« Ответ #8 : 20 Декабрь 2010, 20:02:33 »

Если для тебя идеология - это просто "бей...", то твоё понимание крайне ограничено.

И ещё раз: для того, чтобы отличать религию от не религии, - основное слово "сверхъестественное". Вера в сверхъестественное - фундамент религии.
DUBiK
Алхимик
****
Пол: Мужской
Сообщений: 4373


Эксперт-универсал


« Ответ #9 : 21 Декабрь 2010, 08:06:58 »

kolerg,
Цитировать
И ещё раз: для того, чтобы отличать религию от не религии, - основное слово "сверхъестественное". Вера в сверхъестественное - фундамент религии.
Это что-то типо "всеобщего равенства" или "коммунизма"? Веселый Веселый Веселый

Религия тоже может быть идеологией. Возьмите тот же Иран.

И религия и общественное учение, если оно выходит на уровень государство (или общественных групп) - идеология. А вот лежит в основе идеологии религиозное учение, или общественное учение - это дело десятое.
Более того - чем выше образованность общества - тем сказки должны быть умнее. Потому и хватало в средние века для идеологической основы сказки о боге и божественном порядке, а в 20-м веке уже нужно было учение Маркса и Гитлера.
« Последнее редактирование: 21 Декабрь 2010, 08:10:14 от DUBiK »

"Мы не вправе небрежно отбросить социализм в сторону. Мы должны опровергать его, если хотим спасти мир от варварства"
Людвиг фон Мизес
kolerg
Неофит
*
Пол: Мужской
Сообщений: 62



« Ответ #10 : 21 Декабрь 2010, 15:23:19 »

Любая религия - это идеология. Но не любая идеология - это религия.
DUBiK
Алхимик
****
Пол: Мужской
Сообщений: 4373


Эксперт-универсал


« Ответ #11 : 21 Декабрь 2010, 16:50:12 »

kolerg,
Смысл в том, что идеология типо коммунистической очень похожа на религию...

"Мы не вправе небрежно отбросить социализм в сторону. Мы должны опровергать его, если хотим спасти мир от варварства"
Людвиг фон Мизес
kolerg
Неофит
*
Пол: Мужской
Сообщений: 62



« Ответ #12 : 21 Декабрь 2010, 16:51:41 »

Самолёт похож на птицу.
DUBiK
Алхимик
****
Пол: Мужской
Сообщений: 4373


Эксперт-универсал


« Ответ #13 : 21 Декабрь 2010, 17:06:03 »

Если крыльями начнет махать - будет похож.

"Мы не вправе небрежно отбросить социализм в сторону. Мы должны опровергать его, если хотим спасти мир от варварства"
Людвиг фон Мизес
НесторЪ
Алхимик
****
Пол: Мужской
Сообщений: 2218


Рождение


WWW
« Ответ #14 : 23 Декабрь 2010, 12:32:51 »

kolerg,
Цитировать
Любая религия - это идеология. Но не любая идеология - это религия.
- Род (идеология)- вид (религия).
Касательно коммунизма в "совке" - он обладал всеми чертами религии - имел жрецов, своих святых, свои храмы и т.д. и т.п.

Якщо довго вдивлятися в безодню, то безодня поглине тебе (Хведір Ніцше)
Страниц: [1] 2 3 4
  Печать  
 
Перейти в:  


Rambler\'s Top100     Рейтинг@Mail.ru  
Powered by SMF 1.1.15 | SMF © 2006-2008, Simple Machines | Форум "Колба" © 2009-2010 | Сайт разработан L-Studio | Карта сайта
Страница сгенерирована за 0.143 секунд. Запросов: 21.